Что делать руководителю, чтобы не выгорела его команда

7 минут
Что делать руководителю, чтобы не выгорела его команда

“Я запланировала выход на оборот в 1,5 млн рублей в этом году. Если сказала, значит, сделаю. Пахала, как та лошадь в совхозе. Мои дети потихоньку называли няню мамой. Я уезжала из дома засветло и возвращалась, когда уже все спят. Дошла до момента, когда любимое дело превратилось в обычную лямку, которую нужно постоянно тянуть, а сотрудники напоминали ноющее стадо”.

“Мне всегда легко давались самые сложные задачи. Поэтому я верил, что моя бизнес-идея реализуется в короткие сроки. Но я не предполагал, что стану рабом своей же мечты.”

“Моя жизнь превратилась в планировщик. Каждый день бизнес соперничал с личной жизнью. Работа уверенно побеждала. Я заметила, что уже не могу сорваться к родителям в любое удобное время. Планерки, задачи, мотивация сотрудников, контроль, обратная связь. И снова по кругу. И снова. Снова. Моим ближайшим товарищем стала бутылка вина. Два раза в неделю я понижала градус напряжения алкоголем”.

Обычно так начинают рассказы мои клиенты, когда приходят ко мне на консультации. И вы можете рассказать что-то подобное. Мы стремимся к успеху, нарабатываем опыт, набиваем шишки и сто раз наступаем на грабли. Однако вдогонку к успешному успеху мы получаем хроническую усталость и выгораем каждый день. Каждый руководитель по сути супермен. Он стережет свой бизнес, команду, самоотверженно совершает подвиги и защищает от опасности.

Но супермен не вечен. Вы вдруг заметили, что постоянно болеете, не можете вылечить простые болячки, сопли или простуду. Организм всеми силами передает вам сигнал SOS. Хроническая усталость, тяжесть в теле, отдышка и постоянная слабость. Вы вдруг вспылили на переговорах, удалили важный договор, проспали встречу с ключевым клиентом, отчитали сотрудника за мелочь, вдруг накричали на секретаря.

Ваша нервная система сбрасывает напряжение, с одной стороны, но, с другой стороны, загоняет вас в опасную ловушку. Нагрузка только растет, поскольку теперь вам придется работать еще больше, чтобы все исправить. И вот вы бежите снова в колесе, растрачиваете свои последние ресурсы.

На что способен такой руководитель? Он будто болен гриппом и заражает других. Стиль управления постепенно меняется. Если обычно руководитель сдерживал эмоции и конструктивно вел переговоры, то теперь он срывается все чаще, кричит, нервно трясет ручку. Внутри уже образовалась черная дыра, которую он забивает чем угодно. К примеру, сосет энергию из подчиненных, близких, бессознательно скидывает свою работу на других, требует все больше отдачи, дергает, манипулирует и угрожает увольнением. Все это создает идеальную среду для массового выгорания.

Все, началась эпидемия. Вы разрушаете свою команду сами. По началу сотрудники озадачатся, потом запротестуют, а в итоге демотивируются и выгорят вместе с вами.

В 2018 году международная рекрутинговая компания Hayes опубликовала статистику по исследованиям мотивации и демотивации сотрудников. Совершенно не удивительно, что 70 % сотрудников были демотивированы некомпетентностью и неэффективностью руководителей компании. 56 % – личностью руководителя. Часть из них сбежит от вас в те компании, где климат получше и нет сквозняков стресса. Другая часть останется из-за страха изменений. Мда, в таком составе команда не выполнит планы и не покорит новые вершины. Теперь вас приветствует текучка постоянной сменой штата.

Результаты того же исследования подтверждают, что мотивирует сотрудников: 60 % – личность руководителя, 55 % – компетентные и эффективные топ-менеджеры. Выходит, состояние руководителя прямо связано с уровнем мотивации его сотрудников.

В 2019 года ВОЗ описала признаки эмоционального выгорания. Вы чувствуете, что истощены, ловите себя на мысли, что думаете не о работе. Вдруг вы чувствуете, что ваша работа вас бесит, думаете, что занимаетесь ерундой. В итоге падает производительность. Ага, скажете вы, у каждого второго руководителя сейчас можно обнаружить это выгорание. И будете правы. Да, выгорает каждый из нас. Просто один нажмет на тормоз и не покатится в разрушение, справится с первыми самостоятельно. А второй будет забивать на свой организм до последнего и в один день просто пошлет все к черту: выйдет из бизнеса, впадет в депрессию или тяжело заболеет. Опомнится в кресле у психолога или коуча, когда пойдет вдруг лечить депрессию.

Предупрежу ваш вопрос: можно ли этого избежать? Мой ответ — нет.

Стоит этого бояться? Мой ответ — нет.

Выгорание — абсолютно нормальный процесс и даже хороший. Так ваш организм сигналит вам о том, что его силы заканчиваются. Он уже не переваривает литры кофе, которые вы вливаете в себя. Он не вывозит весь груз задач, который вы набрали.

Я думаю, что взгляды Рене Декарта на схему устройства нервной системы идеально проиллюстрируют мои мысли. Так он считал, что нервная система представляет собой совокупность трубок, где “носятся” воздухообразные частицы. Если передавите одну из трубок, то эти частицы найдут выход в других местах. Подобно джему в кондитерском мешке. Надавите на мешок, джем направится к выходу. Сейчас вы передавили трубки с названиями “забота”, “отдых”, “баланс”.

Итальянский писатель и журналист Карло Бини в свое время верно подметил: «Кто не умеет управлять, тот всегда становится узурпатором».

Задумайтесь, вы используете прежде всего себя, узурпируете свой организм, прикрываясь мотивацией, долгом или высокими целями. Вы перегибаете палку в вопросе самоконтроля, зажимая и лишая себя ресурсов и сил, пытаясь получить желаемое. Нет, не воспринимайте мои слова как призыв кардинально сменить вектор и впасть в нирвану. Я говорю о балансе. Представьте, что будет с авто, если гнать на нем без остановки, не менять масло и резину. Оно встанет. Ему нужен регулярный уход и техосмотр. И вам тоже.

У команды также есть свои симптомы выгорания. Так сотрудники уже давно не сдают дела в срок. Коллектив не сплочен, и как бы каждый сам за себя. Интриги свисают с каждого светильника и поглощают производительность бразильским сериалом выяснения отношений. На совещаниях вы видите, что подавляющее большинство сотрудников смотрят в стол. Никто из них не готов взять новый проект или сложного клиента. Они жалуются на все подряд и перекидывают ответственность друг на друга. В таком режиме вы не победите в гонке к своим целям, которые останутся просто мечтами.

Выход есть, и он достаточно прост. Помните, когда мы летим в самолете, то стюардессы любезно говорят: сначала наденьте маску на себя, а потом на ребенка. Так и тут: сначала позаботьтесь о себе, а потом других. Отследите свое состояние и помогите себе, а потом идите мотивировать других. Мои клиенты часто думают, что надо действовать наоборот. Однако руководитель отдает сил намного больше, чем его команда. Он несет ответственность за управление, а значит, за конечный результат. И если руководитель не в ресурсе, то этого конечного результата может и не быть вовсе.

На мой взгляд, слишком самонадеянно считать, что вы никогда не попадете в ловушку выгорания. Попадете, но я считаю, что нужно учиться вовремя реагировать и вытаскивать себя из сжигающей воронки.

Так прежде всего со своими клиентами мы ищем ту область, куда сейчас больше всего утекает ресурсов и перекрываем утечку. Далее питаем себя прямо сейчас чем-то простым и доступным: прогулкой по лесу, релаксирующим массажем, походом в баню или спа. А далее ищем причины и работаем с ними. Только на поверхности мы видим стресс и объем задач, который не стыкуется с собственными возможностями. Однако, когда копнем глубже, часто натыкаемся на гиперответственность, перфекционизм и желание тотально контролировать. И напоследок учимся отслеживать у себя симптомы, ловить моменты, когда выгораем. Вовремя проводим дозаправку и двигаемся без падения скорости к своим целям.

Выгорание — это процесс. Он медленно опустошает вас изнутри. Представьте сейчас песочные часы, где из верхнего сосуда песок стремится вниз. Он длится порой несколько лет. И чем дольше вы пропускаете сигналы вашего организма, тем дольше впоследствии выбираетесь из выгоревшего состояния. Когда последняя песчинка упадет в нижний сосуд, то мы перевернем часы. Так и нам необходимо перезаряжать себя, чтобы всегда быть наполненным силами. Поэтому работайте прежде всего с собой. Поле вокруг, ваши сотрудники и окружение отреагируют незамедлительно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...