Как мотивировать компанию и сотрудников
Бизнес Бизнес

Как мотивировать компанию и сотрудников

Екатерина Жеребина - основатель Консалтинговой Компании «Взлет». Предприниматель. Бизнес консультант – продажи.

«Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червячков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба» (Дейл Карнеги).

Вы знаете, что любят ваши сотрудники? Как часто вы проводите e-NPS (employee Net Promoted Score) – чистый индекс лояльности сотрудников? Если вы вдруг не поняли, что это за термин, советую изучить этот вопрос самому или поручить специалисту по кадрам. Важный показатель, для любой компании. Но если в компаниях до 50 человек чаще всего владелец бизнеса чувствует настроение сотрудников, то, когда компания расширяется, сделать это уже невозможно.

Чтобы понять, как мотивировать сотрудников, у нас должно быть понимание о них самих. Какое поколение, интересы, семейная ситуация, предыдущий опыт – все это влияет на инструменты стимулирования людей. Что интересно поколению X, оставит равнодушным поколение Z.

В этой статье я поделюсь своим опытом мотивации сотрудников, который получала сначала как подчинённый, а потом в переработанном виде как руководитель с 23-летним стажем управленческой работы.

Многие знают, что мотивация бывает материальная – это денежное вознаграждение. И нематериальная, вот именно она очень важна, для любого бизнеса. Про материальную мотивацию я только скажу, что хорошо, если она выше отраслевой, это ваше конкурентное преимущество. А вот нематериальную мотивацию мы разберём более подробно. За свою трудовую деятельность я увидела и воплотила даже такие методы, которые не считаются поощрительными, но отлично влияют на производительность труда людей и лояльность к компании. Пример: в компании было более 180 человек, и к Новому году мы всем сотрудникам заказали ручной работы вязаные носки, корпоративных цветов. Таких эмоций никто не ожидал, однако я знала, что так будет, потому что расчёт был на заботу и домашний уют. С этим у нас ассоциируется такой подарок. На следующий год были поставлены амбициозные планы. Все они были выполнены, потому что мы объявили, что полетим в Турцию всей компанией. Поездку и отдых на всю жизнь запомнил каждый сотрудник.

Сейчас очень важно сохранять баланс мотивации как материальной, так и нематериальной. Мой подход делить мотивацию и стимулирование сотрудников на несколько видов:

  • личная мотивация;
  • мотивация команды;
  • мотивация организации.

Трёхуровневая мотивация помогает нам проявить заботу и участие к каждому человеку в отдельности. Мотивация команд помогает развивать новые проекты и запускать соревнования между отделами. А мотивация организации в целом способствует достижению высоких результатов в бизнесе.

Личная мотивация, как пример, беседа с сотрудником. Опыт из личной практики: у меня как у руководителя компании всегда были запланированы личные встречи два раза в месяц с сотрудниками ключевых отделов, 1 раз в месяц с логистическим комплексом. И каждый раз во время беседы сотрудник делился личными проблемами. Один работник во время встречи сказал, что волнуется за экзамен своей дочери по английскому, я порекомендовала репетитора, с которым готовилась моя дочь. Они стали с ней заниматься. Он несколько раз благодарил меня за это. Такие беседы и помощь своим людям любой руководитель, который заботится о своей команде, делает играючи и с любовью. Попробуйте и вы. В помощь вам замечательная книга «Обнимите своих сотрудников» Джека Митчелла.

Ещё один пример личной мотивации: мы стали анализировать, у кого дети идут в первый класс, и организовали подарки ко Дню знаний. Для каждого родителя это очень важный день. На Новый год все дарят подарки, а вот на День знаний только клиентоориентируемые компании. Потому что ваш сотрудник – это внутренний клиент, и заботиться о нем надо ещё больше, чем о внешнем клиенте.

Групповая мотивация на примере компании Microsoft. «Одно из преимуществ компании заключается в богатом арсенале средств достижения успеха. Так руководство поощряет служащих формировать рабочие группы для решения производственных проблем. Как отметил один сотрудник: «Здесь почти не встретишь равнодушных людей. Все работают с энтузиазмом. Мы проделали достаточно серьёзную работу по организации малых команд передали им широкие полномочия. Сотрудники чувствуют себя так, будто они – собственники готового продукта. В этом наше существенное преимущество перед организациями с жестокой иерархической структурой, где решения «фильтруются» сверху вниз». (по материалам книги Боба Нельсона «1001 способ мотивировать работника»). У меня был проект уже в качестве бизнес-консультанта, компания производственная. И основная проблема - конфликты между производством и отделом продаж. По опыту компании Microsoft, я предложила создать рабочую группу из сотрудников производства и отдела продаж. Задача стояла выработать решения, которое устранит все разногласия между отделами. Полгода ребята работали и устранили почти все проблемы. Группа получила премии, а компания оперативность в согласовании производственных планов и, как следствие, увеличение выполненных заказов.

Мотивация компании в целом. Это имидж компании, её ценности и миссия, корпоративная культура. Да, знаю, что у многих этого нет. Но на самом деле есть. Вы ведь все что-то делаете или производите. Это важно вашему потребителю, надо только найти самый важный аспект и сделать его приоритетным для вас. Отличный пример работы над ценностями и корпоративной культурой описал Тони Шей, владелец компании Zappos, в своей книге «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании из первых рук». Они писали их всей компанией, и получился список из 37 аспектов. Выбрали только 10. «В конце концов сформировался окончательный перечень из десяти ключевых ценностей, которыми мы пользуемся по сей день.

  1. Вызывать «вау!» - чувство нашим обслуживанием.
  2. Принимать и поощрять изменения.
  3. Создавать весёлую и немного необычную атмосферу.
  4. Любить приключения, творчески и нешаблонно мыслить.
  5. Приветствовать рост и обучение.
  6. Строить открытые и честные отношения посредством обмена информацией.
  7. Создавать позитивный командный дух и семейную обстановку.
  8. Делать больше меньшими средствами.
  9. Быть увлечёнными и решительными.
  10. Быть скромными.

Со временем в департаменте по подбору персонала разработали вопросник для интервью с кандидатами, в котором затрагивали все ключевые ценности компании, чтобы на этапе приёма на работу мы могли проверять готовность следовать им».

Согласитесь, отличные принципы, я точно бы хотела работать в компании с такими. Многие сейчас ещё работают на удалёнке, а скоро мы все вернёмся в офис. Может, у вас сейчас как раз есть время всем вместе подумать над ценностями и уж точно руководителям, как обеспечить мотивацию и стимулирование сотрудников. Самое главное – помнить, что это самый важный ваш актив.