Как подогреть корпоративный дух в команде
Бизнес Бизнес

Как подогреть корпоративный дух в команде

Анна Данилова - креативный директор Kavrus Event.

Неизвестность, сложная внешняя ситуация, опасения за свое здоровье не лучшим образом сказываются на продуктивности персонала. HR-специалисты и владельцы бизнеса задаются вопросом: как поднять корпоративный дух сотрудников? Ведь настрой в коллективе — это важная составляющая успеха компании.

Сама формулировка «корпоративный дух» подразумевает под собой довольно обширный круг понятий. И каждая компания трактует их по-своему. Это может быть вовлеченность сотрудников, удовлетворенность работой, следование корпоративным ценностям и многое другое. Поэтому, прежде чем приступать к активным действиям, необходимо локализовать проблему и четко определить цели работы. Не забывайте о критериях достижения цели и сроках.

Теперь время выбрать действенные инструменты! В арсенале современного «менеджера по счастью сотрудников» их огромное множество — от неформального чата с ламповой атмосферой до масштабного open air с топовыми звездами. И вот некоторые из них:

Корпоративный Master Mind

Отлично подойдет, чтобы сотрудники могли высказаться о том, что их беспокоит, и поставить цели на ближайшее время. Этот инструмент подойдет для небольших компаний или отдельных подразделений. Обычно участвуют от 4 до 16 человек. Можно пригласить профессионального модератора или справиться своими силами. Большое преимущество формата — он позволяет сотрудникам ощутить поддержку коллег. Немаловажно, что работники сами генерируют идеи и обмениваются опытом. То есть мотивация найти решение для улучшения работы исходит изнутри, а не спускается, как директива, сверху.

Корпоративные посиделки в стиле TEDx

Если мотивация падает, потому что персонал не разделяет идеи руководства, то пора поговорить начистоту. Формат личных историй TEDx, во-первых, подчеркнет, что топ-менеджеры — это такие же люди и они стараются приложить все усилия для лучшего будущего компании. А во-вторых, сотрудники смогут рассказать свои мысли и внести предложения. В неформальной обстановке сухие цифры и унифицированные документы можно обсудить простым языком. Главное — дать высказаться всем сторонам.

Digital-вовлечение

Сегодня на службе у внутренних коммуникаций современные технологии. Можно провести Telegram-тимбилдинг с небольшими заданиями или создать временный лендинг с квизом. В цифровом формате можно проводить обучающие викторины, профессиональные конкурсы, баттлы между отделами или челленджи. Основные плюсы digital-вовлечения — недорого и не отвлекает от работы. А еще это хорошее решение для удаленных команд и компаний с филиальной сетью.

Единый новостной чат и/или рассылка с обратной связью

Звучит банально, но, когда мы работаем с клиентами, зачастую выясняется, что в компании нет инструмента для централизованного оповещения или он работает некорректно. Из-за этого множатся мнения и слухи, которые негативно сказываются на корпоративном духе компании. Чтобы изменить ситуацию, необходимо наладить двустороннюю коммуникацию. Так сотрудники будут узнавать о новостях вовремя и из первых рук, а руководство сможет оперативно получать обратную связь. Вовлеченность позволит сотрудникам чувствовать себя частью чего-то большего, что неизменно приведет к улучшению атмосферы в коллективе.

Edutainment

Практика иностранных компаний показывает, что обучение и возможность роста мотивируют сотрудников гораздо сильнее, чем развлекательные мероприятия. Поэтому набирает популярность тренд на edutainment — совмещение образовательных и развлекательных форматов. Пропорцию варьируем в зависимости от целей и особенностей коллектива.

Тимбилдинги

И нет, это не только веревочный курс и бег в мешках. Сегодня на рынке существует множество программ разных форматов: интеллектуальные, подвижные, творческие, экстремальные и многие другие. Обычно каждая программа направлена на решение конкретных вопросов. Если нужно сплотить коллектив, подойдут варианты с объединяющим действием или достижением общей цели. Если нужно встряхнуть людей и добавить азарта — соревновательные механики.

Чтобы поощрить сотрудников, компании часто совмещают тимбилдинг с выездом на природу, в загородный отель или другую страну.

Церемонии награждения и профессиональные конкурсы

На настроение сотрудников, безусловно, влияет признание их успехов. Чтобы мотивировать людей на новые достижения, необходимо отметить значимость проделанной работы. Здесь можно как рассматривать текущие результаты, например выслугу лет, показатели за последний квартал, так и организовать специальное соревнование. В финале — награждение самых достойных. В зависимости от бюджета это может быть как простая грамота, так и денежная премия. Компании выбирают формат в соответствии с корпоративной культурой. Кому-то ближе строгая церемония, а кому-то — open air с фановыми номинациями.

Благотворительность

Сегодня многие компании делают корпоративную социальную ответственность частью культуры. Сотрудники раскрывают свой потенциал через участие в благотворительных акциях. Возможность сделать мир лучше влияет на самоощущение сотрудников и повышает их мнение о компании. Все это положительно сказывается на корпоративном духе и продуктивности коллектива.

Эти инструменты можно адаптировать для каждой компании, трансформировать или использовать вместе. Чтобы оценить их эффективность, применяют следующие метрики: eNPS — индекс потребительской лояльности, EEI — индекс вовлеченности сотрудников, EAI — индекс привлекательности работодателя. Данные для расчета получают из опросов, более детальную информацию — из глубинных интервью. Главное — регулярно проводить исследования и отслеживать динамику изменений. С помощью специальных приложений или программ для небольших автоматизированных опросов сделать это совсем не сложно.

Не менее важно объективно смотреть на ситуацию и не пытаться с помощью инструментов повышения мотивации отвлечь внимание от реальных проблем. В этом случае стоит честно признать, что проблема не во внутренних коммуникациях, а в организации рабочих процессов, недостатке компетенций или чем-то еще. Тогда вместо траты энергии на мотивацию сотрудников необходимо заняться устранением истинной причины.

В области внутренних коммуникаций лежит большой потенциал для поднятия корпоративного духа и повышения мотивации сотрудников. Но важно понимать, что разовые меры в виде мероприятия или премии имеют краткосрочный эффект и обходятся дорого. Гораздо лучше последовательно выстраивать двустороннее общение с сотрудниками и развивать HR-бренд. Человечность, внимательное отношение и перспективы роста невозможно заменить конференцией с мотивирующим спикером. Искренность и забота о людях — лучшие ориентиры для выбора инструментов работы с корпоративным духом компании.