Как понять, что франчайзер вас обманывает

125
5 минут
Как понять, что франчайзер вас обманывает

Франчайзинг в России всё активнее набирает обороты. По данным РБК, за последний год рынок вырос на 19% (что стало рекордной цифрой за всю историю отечественного франчайзинга), уже к началу 2019 года было зарегистрировано более 2 000 тысяч продавцов франшиз.

Такой бурный рост обусловлен тем, что инвесторы хотят максимально минимизировать свои риски, поэтому предпочитают вкладывать деньги в наиболее проверенные бизнес-модели. Второй немаловажный фактор – увеличение общего уровня информированности о франчайзинге, и, как следствие, рост доверия к этому бизнес-направлению в целом.

Но у каждой медали есть две стороны, и франчайзинг не стал исключением – интенсивный рост рынка поспособствовал увеличению количества мошенников и недобросовестных франчайзеров.  

Однако отличить надежную франшизу от фейка все же можно, если знать на какие нюансы надо наиболее пристально обратить свое внимание. Подробнее об этом порталу wayxar.ru рассказала директор по франчайзингу сети магазинов «Стильпарк» Елена Попова.


Деньги вперед

Решению о покупке той или иной франшизы, как правило, предшествует огромный «подготовительный» этап, который лучше не пропускать. Для начала необходимо узнать, как можно больше информации о компании, пообщаться с её представителями, почитать отзывы клиентов и партнеров, побывать в одном из заведений/магазинов франчайзера, увидеть предварительный расчет инвестиций в открытие… Если же у вас практически с порога начинают просить заплатить деньги или подписать какие-либо денежные обязательства, а все остальные вопросы оставляют «на потом» - это серьёзный повод насторожиться.


Отказ предоставлять контакты действующих партнеров – франчайзи

В идеале - франчайзинговой сделке обязательно должно предшествовать личное общение с действующими франчайзи потенциального партнера (хотя здесь стоит отметить, что и не все франчайзи бывают согласны свои контакты предоставлять). Тем не менее, старайтесь пообщаться с несколькими партнерами. Не стесняйтесь задавать все интересующие вас вопросы и быть дотошным, в конце концов, речь идет о вложении ваших денег.

Если франчайзер отказывается предоставить контакты, или старается сместить вектор вашего внимание на кого-то определенного, возможно, вас пытаются ввести в заблуждение и хотят, чтобы вы пообщались с наиболее лояльным партнером, у которого нет к франчайзеру никаких претензий.


Отсутствие договора коммерческой концессии или лицензии

Если франчайзер предлагает выстраивать будущие отношения «на доверии» и не хочет юридически оформлять партнерство - бегите.

Добросовестные франчайзеры работают со своими партнерами по договору коммерческой концессии, который регламентирует предоставление франчайзером партнеру (то есть вам) право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). 

Если в договоре товарный знак не упоминается вообще, то де факто перед вами документ не имеющий ничего общего с договором коммерческой концессии (или как его еще называют, договором франчайзинга). Такое оформление отношений, как правило, характерно для инфобизнеса, в рамках которого предоставляют какую-либо литературу, инструкции, консультации и т.п.

Это будет очень важным звонком – если вы обсуждали с партнером франшизу, но по факту вам предоставляют нечто иное, при этом попутно вводя в заблуждение. 

Наличие договора коммерческой концессии (который обязательно должен быть зарегистрирован в Госреестре) защитит вас (в случае необходимости) от недобросовестных действий франчайзера.


Отсутствие полного финансового расчета 

Франшиза – это всегда четкий финансовый расчет, который основан на оптимальной бизнес-модели, но производится исходя из ваших конкретных показателей (опираясь на стоимость аренды помещения, в котором вы будете открываться, затрат на его ремонт и многое другое). Исходя из тех же размеров конкретного помещения франчайзер будет считать необходимое количество оборудования (и его стоимость), формировать постановочный заказ и т.д. 

Помимо этого, франчайзер предоставит вам бизнес-план с прогнозом выхода на точку безубыточности и сроков окупаемости проекта. 

Если никаких расчетов нет, а все суммы озвучиваются «приблизительно», то скорее всего, франчайзер заинтересован только в получении паушального взноса, а о том, как будет развиваться ваш бизнес он уже особенно не беспокоится. 


Обещание моментальной окупаемости

Конечно, всем нам иногда хочется поверить в чудо, но в данном случае подобная вера может обернуться для вас потерей денег. Важный момент, который необходимо понять (и принять) при запуске франшизы – инвестировать придется не только в открытие, а ровно до тех пор, пока вы не достигнете окупаемости проекта. У разных компаний прогнозы на этот счет разные (все зависит от конкретной специфики бизнеса) – у партнеров «Стильпарк» магазины окупаются за 18-20 месяцев после открытия при высоком трафике и хорошей конверсии (посетителей в покупателей). Но такого, чтобы вы вложили условный миллион и полностью окупились бы в первый же месяц быть не может – значит франчайзер сознательно вводит вас в заблуждение. 

В заключение

В ближайшие годы развитие франчайзинга будет еще более активным, ведь покупка франшизы – это оптимальный вариант для вложения инвестиций, получения дохода и при этом минимизации рисков (если мы говорим о надежном партнере и проверенной бизнес – модели).

Главное - подходить к выбору потенциального партнера очень взвешенно и тщательно: проверять отзывы в максимальном количестве источников, консультироваться с юристами, задавать максимальное количество вопросов - ведь лучше обезопасить себя «на берегу», чем оказаться «лицом к лицу» с мошенниками. При фактическом отсутствии регулятора со стороны законодательства, вас ждут долгие судебные тяжбы без перспективы победить – все известные кейсы ничем хорошим еще не заканчивались. 


  • Комментарии
Загрузка комментариев...