Мода на экологичность. Как создать свой экопродукт

190
7 минут
Мода на экологичность. Как создать свой экопродукт
Фото с сайта volkomolko.ru

Идея проекта родилась пять лет назад. Две девушки, сидя на кухне, решили расширить свой веганский рацион и приготовить растительный сыр. Первые проработки были многочисленными и неудачными. Остатки экспериментального блюда раздавались друзьям-веганам. А эксперименты продолжались с бОльшим энтузиазмом.

И тут стали происходить неожиданные события — посыпались заказы! Уставшие от круп, сезонных овощей, привозных фруктов и орешков столичные приверженцы веганства распробовали и оценили сыр! Сарафанное радио работало с большой силой. О продукте узнавало все больше интересующихся в Москве и других городах России.

Спустя год было арендовано помещение и запущено настоящее производство.

Сегодня общая площадь VolkoMolko составляет 400 кв. м. На производстве внедрена и действует система пищевой безопасности HACCP. Вся продукция сертифицирована и имеет необходимые документы согласно законодательству РФ. Продукция VolkoMolko имеет английский сертификат Vegan Association, что означает, что каждый ингредиент прошел аудит, не содержит продуктов животного происхождения и не тестируется на животных.


Организация производства

Вначале были сложности с организацией работы: необходимость вспомогательных помещений для переодевания сотрудников, хранения сырья, расположение оборудования и цехов таким образом, чтобы соблюсти поточность и чистоту производственного цикла. Позже, когда компания начала расти и потребовалось увеличение производства, стали возникать те же проблемы расширения производства, но уже другого масштаба — покупка профессионального оборудования, его размещение, переоборудование площадей и правильное выстраивание поточности, перестраивание бизнес-процессов. На одном из следующих этапов, когда мы ввели программу производственного контроля и внедряли систему пищевой безопасности ХАССП, специалисты и технологи, которые внедряли системы, открыли целый новый мир требований и правил, по которым должно работать пищевое производство: требования к качеству сырья, качеству производственного цикла, оборудованию, вспомогательным материалам, системе утилизации, проб и лабораторных исследований, форме персонала, его внешнему виду, вентиляции и кондиционированию помещений. Производство — это целый большой мир, в котором куча правил и норм, которые необходимо соблюдать. Многим кажется, что производство продуктов — это просто. В какой-то степени да. Но знает ли кто-то, что система пищевой безопасности ХАССП требует ежедневного заполнения около 20 журналов? Ежемесячно, ежеквартально и каждый год мы должны сдавать в лабораторию большое количество проб для оценки качества воды, воздуха, сырья, производимой продукции. Каждый год мы должны подтверждать сроки годности и другие показатели, которые заявляем в нашей продукции. С определенной периодичностью мы должны обрабатывать помещения от насекомых, грызунов и плесени. В производственном цехе должны быть качественные системы вентиляции и кондиционирования, освещения, пожарной сигнализации. Все это требует человеческих и финансовых ресурсов.

Со временем появилась необходимость установки видеонаблюдения в производственных цехах.

Все проблемы решались по мере поступления сильной командой специалистов. С нами 5 лет работает технолог по разработке, который построил систему качества и трансформировал ее все это время под увеличивающиеся площадки, команду и рост производственной мощности. Качественное начало работы дало толчок для профессиональной работы в будущем.

Копия дизайна 944px × 708px — без названия (22).jpg


Контроль на производстве

Есть некоторые ситуации, к которым сложно подготовиться. Например, один из крупных зарубежных поставщиков отправил нам партию сырья со слегка измененными характеристиками, но в рамках заявленной спецификации. Это сильно повлияло на наш продукт, при том что мы использовали один и тот же технологический процесс. Нам понадобилось время, чтобы скорректировать техкарту и продолжить выпуск продукта на должном уровне. Контроль входного сырья — это одна из ключевых ответственных компетенций сотрудников производства.

На протяжении всего времени существования компании было несколько случаев, когда мы не были готовы к большим заказам. В таких случаях я лично подключаюсь к работе производства, чтобы в срок успеть выполнить большие заказы. При наличии медкнижки и знании всех техпроцессов мне дается это очень легко.

Одна из наибольших сложностей — это сохранение качества продукта на протяжении всего времени работы. Эта работа требует большой внимательности в таких блоках, как приемка качественного сырья, работа персонала, соблюдение персоналом технологических процессов и контроль качества готовой продукции перед передачей в продажу. Весь этот цикл отлаживали с самого начала и продолжаем отлаживать до сих пор. Мы постоянно стремимся к улучшению качества.

Один из существенных вопросов, который мы получаем от магазинов постоянно, — увеличение сроков годности продукции. Это проблема, которую сложно решить, когда у тебя курс против консервантов. В нашей действительности увеличение сроков годности возможно либо при покупке дорогостоящего оборудования, которое, к сожалению, будет долго окупаться при таких объемах продаж, либо при добавлении консервантов. Первое дорого и пока нецелесообразно, второе неприемлемо по нашим идейным соображениям.

Еще одно из направлений, которые мы продвигаем, — это перерабатываемая упаковка. Этот вопрос тоже накладывает определенные ограничения при выборе оборудования, когда принято решение о запуске того или иного продукта. Для нас крайне важно, чтобы максимальное количество наших продуктов упаковывалось в перерабатываемую упаковку. Это также влияет на сроки годности и, как следствие, тормозит развитие продаж, ведь магазинам нужно довезти груз (логистическое плечо), а потом за оставшийся срок годности успеть продать продукт.

Копия дизайна 944px × 708px — без названия (24).jpg


Выход на рынок 

Продукция состоит из сырья и ингредиентов, где нет ничего животного. Это позиция компании, которая поддерживает взгляды веганского направления. Наши клиенты — это не только веганы, но и постящиеся, люди с непереносимостью лактозы и ЗОЖники, которые следят за своим организмом и предпочитают отказаться от продуктов животного происхождения в пользу растительного питания. Такие продукты есть на рынке, их даже больше, чем кажется. Когда нам задают вопросы, что едят веганы, никто не задумывается, что картофель, крупы, хлеб, овощи и фрукты — это уже достаточно разнообразный ассортимент. Мы добавляем в этот ассортимент «изюм». Кто хочет сыр — мы предлагаем 7 видов имитации. Кто хочет молоко — у нас 5 видов орехового и соевое. Сгущенка — обычная и вареная из сои. Печенье без дрожжей. Джем без белого сахара. Колбаса без мяса. Паштеты и намазки из полностью растительного сырья. Аудитория, которая задумывается о животных, природе и собственном здоровье, может найти много продуктов в нашей линейке и скоро найдет еще больше. В силу особенности этих продуктов мы сталкиваемся со сложностями их декларирования, поскольку такие продукты в пищевой индустрии отсутствуют. Чтобы придумать название, порой мы с маркетологами и технологами обсуждаем несколько месяцев возможные варианты, ведь название должно, с одной стороны, быть понятным для потребителя, с другой стороны — должно быть правильно задекларировано.

Производить такую продукцию тоже сложно. Оборудование для классических продуктов давно создано, и производственные процессы отработаны. А как сварить имитационный сыр, «подоить» орехи или приготовить сгущенку на сое? Это вопрос. И наши технологи — маги. Знает ли кто-нибудь, что молокосодержащие продукты имеют особенность тягучести и вязкости благодаря казеину, который в них содержится? Чтобы приблизить «тело» имитационного продукта к молочному, нам пришлось испытать более 50 разных ингредиентов, и мы продолжаем экспериментировать.

5 лет назад, когда мы начинали работу, продукция была в новинку и многие ее еще не понимали. Мы достаточно быстро построили дистрибьюцию, наладив работу с узкоспециализированными магазинами в Москве, Питере и других городах России. Все эти годы количество партнеров увеличивалось, и мы рады, что до сих пор во многих городах России активно появляются магазины, в которых представлены и веганские продукты в широком ассортименте. Мы заметили, что есть регионы (города), где такая продукция более популярна. Чаще всего это связано с климатическими особенностями и, конечно же, с численностью региона/города, а порой энтузиасты, которые там живут, устраивают такое активное продвижение растительных продуктов, что заражают идеей большое количество людей. И мы всегда рады участвовать в этом.

Последний год существует тенденция появления «зеленых» полок в региональных и федеральных сетях. Мы уже более года работаем с некоторыми из них и очень активно общаемся с новыми. Во время Великого поста с каждым годом все большее количество классических ресторанов переходят на постное меню и становятся нашими клиентами, покупая наши «молоко», «сыр» и «сгущенку», заменяя ими традиционные продукты.

Мы следим за мировыми тенденциями, постоянно разрабатываем новые продукты и укрепляем производство. Количество вегетарианцев и веганов неумолимо растет, и мы должны обеспечить их широким ассортиментом вкусных и качественных продуктов.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...