Преимущества и недостатки франчайзинга

732
3 минуты
Преимущества и недостатки франчайзинга

Возможно, вы слышали об исследовании, в котором говорится, что только одно из десяти новых предприятий продолжает существовать после 5-го года. Из оставшихся предприятий только одно из десяти продолжает свое существование после 10 лет. В общей сложности только 1% всех новых предприятий имеют шанс развиваться и выживать более 10 лет. Согласно другому исследованию Международной ассоциации франчайзинга (MFA), около 90% франчайзинговых компаний все еще были на рынке в конце пятого года. Такой процент вызывает сомнения, но важен принцип. И он - франшиза - самый безопасный способ начать новый бизнес. Среди самых известных франчайзинговых сетей в мире - McDonald’s, KFC, Pizza Hut, RE / MAX, Coca-Cola, Subway и другие.

Но что такое франшиза? Согласно одному из принятых определений, франшиза представляет собой вертикально-кооперативную организационную систему юридически независимых фирм, которая продает товары и услуги на контрактной основе. Эта система выглядит как единая структура и имеет разделение функций между партнерами. Одна компания (называемая франчайзером или материнской компанией) дает дочерней фирме (называемой франчайзером или франчайзи) лицензию на осуществление определенного бизнеса. Это делается на строго определенных договорных условиях.

На более понятном языке франчайзи приобретает право вести бизнес под именем франчайзера и созданной структурой, за которую он платит так называемую «франшизу» - цена франшизы. Он состоит из:

  • Начальная плата за франшизу (entry fee);
  • Текущие вычеты (royalties), которые чаще всего являются ежемесячными;
  • Процент за национальный рекламный фонд.


Наиболее важными преимуществами этой формы для начала бизнеса являются:

  • Предприниматель использует успешный и известный товарный знак франчайзера, а также его репутацию.
  • Франчайзинг позволяет начать бизнес со значительно меньшим капиталом, чем в обычном случае самостоятельного предпринимательства. Это связано с сохраненными расходами на исследования и создание успешной системы работы, предоставляемой материнской компанией.
  • Еще одним преимуществом для начинающих предпринимателей является помощь, которую они получают от материнской компании. Это позволяет бизнесменам без какого-либо предпринимательского опыта или знаний о данной отрасли создать очень успешный бизнес.


Вместе с очевидными преимуществами этой концепции, давайте также рассмотрим ее возможные недостатки:

  • Основным недостатком для получателя франшизы является потеря контроля над управлением его предприятием. Для франчайзи возникает „неприятная” обязанность следовать правилам, налагаемым операционными руководствами, а также консультироваться о любых изменениях. Действительно, именно этот недостаток является одной из причин, по которым в России системы франчайзинга не развиваются такими темпами, как во многих других странах. В психологии россиян заложено стремление самостоятельно управлять и быть боссом, без того, чтобы кто-то указывал и говорил ему, что делать.
  • При запуске франчайзингового бизнеса, несмотря на параметры франчайзера, вы всегда должны знать, что затраты могут быть выше, чем вы думали. Одним из подводных камней стартовой франшизы является приобретение франшизы оборудования, сырья и материалов, которые, в свою очередь, по более высокой цене, чем вы можете найти на свободном рынке. Небольшой расход также является рекламным сбором, рекламируемым довольно многими франчайзерами, который, возможно, не привязан к обороту, но является фиксированной суммой и меняется каждый год.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...