Обзор рынка foodtech

5 минут
Обзор рынка foodtech
На фото: Дмитрий Дорошенко

Рассказывает Дмитрий Дорошенко, исполнительный директор сервиса доставки продуктов и товаров SaveTime.

Развитие цифровых технологий сегодня пронизывает почти каждую сферу жизни и способствует созданию новых направлений в бизнесе. В сфере онлайн-торговли активно развивается сравнительное молодое направление foodtech. Ключевой сегмент бизнеса на стыке технологий и продуктов питания — это всевозможные сервисы доставки готовых блюд, еды из заведений и магазинов.

В России сфера foodtech представлена онлайн-магазинами ритейлеров FMCG; маркетплейсами, службами доставки продуктов, готовых блюд из ресторанов и прочими сервисами. Подобные услуги действуют сегодня во многих крупных городах нашей страны, но самое широкое их разнообразие доступно для жителей Москвы. Исполнительный директор сервиса доставки продуктов и товаров SaveTime Дмитрий Дорошенко рассказывает, как выделиться среди конкурентов в столице, удержать своего покупателя и с какими трудностями сталкиваются игроки рынка сегодня.


Службы доставки известных офлайн-ритейлеров

Тенденция роста интернет-аудитории способствует выводу в онлайн-пространство даже самого далекого от сети сегмента ритейла — продуктового. Известные офлайн-ритейлеры сегодня активно запускают собственные интернет-магазины с функцией доставки продуктов на дом. Их главное конкурентное преимущество — уже сформированное доверие населения. Лояльность потребителя обеспечивает определенный поток заказов, так как товары из знакомых онлайн-магазинов вызывают меньше опасений по поводу их качества.

Интернет-магазины ритейлеров как имеют свои преимущества, так и проигрывают основным конкурентам по ряду характеристик. Минус подобных сервисов в высокой минимальной стоимости корзины. Как правило, для оформления доставки на дом необходимо набрать товаров на несколько тысяч рублей. Также онлайн-магазины ритейлеров не могут похвастаться оперативностью доставки. Обычно заказы делают заранее, так как службы редко привозят их прямо в день оформления.

Немаловажный фактор и то, что ассортимент представленных в онлайн-магазинах товаров очень ограничен. Если покупателю необходимо заказать на дом товары из нескольких магазинов сразу, ему придется скачивать много различных мобильных приложений. И данную проблему решают другие сервисы, представленные на рынке.


Маркетплейсы

Самый богатый ассортимент доступных для заказа товаров представлен в формате маркетплейсов. В одном приложении можно заказать почти все необходимое – от техники до продуктов на неделю. Широкий выбор магазинов и брендов на одной онлайн-площадке помогает крупным маркетплейсам на сегодняшний день лидировать в сфере foodtech. Но у подобного формата интернет-магазинов есть свои недостатки.

Психологический фактор заставляет обращаться покупателей к маркетплейсам для заказа товаров одной категории. В основном к ним обращаются для покупки товаров долгосрочного пользования. Люди понимают, что продуктам питания и предметам мебели необходимы разные условия хранения. И курьер, который привозит пакет яблок вместе со шкафом, вызывает вопросы.

За продуктами человек пойдет к конкурентам — более специализированным службам доставки. Покупатели больше доверяют сервисам, чьи сотрудники самостоятельно «руками» собирают продуктовые заказы в магазинах. Помимо этого, маркетплейсы, наряду с интернет-магазинами офлайн-ритейлеров, имеют достаточно высокую минимальную стоимость корзины и долгое время доставки.


Сервисы доставки продуктов

Среди игроков рынка foodtech можно выделить отдельное направление — сервисы доставки продуктов. Они не являются собственными онлайн-площадками известных магазинов или гигантскими маркетплейсами с огромным количеством партнеров. Такие службы доставки работают либо в формате dark store и имеют свои склады, либо заключают партнерства с офлайн-магазинами и используют сотрудников для сборки заказов непосредственно с полок супермаркетов.

Все подобные сервисы имеют заметное конкурентное преимущество — быструю скорость осуществления доставки. Минимальное время в Москве может составлять от 15 минут. Такая оперативность обусловлена развитой логистикой — компании, как правило, имеют собственные автопарки и большой штат курьеров.

Сервисы, работающие по формату dark store, имеют более гибкую инфраструктуру, но ограниченную зону доставки из-за привязки к местоположению своих складов. Небогатый ассортимент представленных товаров, непрозрачность источников закупок свежих продуктов и условий хранения — неизбежные спутники такой бизнес-модели.


Сервисы доставки продуктов непосредственно из магазинов

Путь объединения с крупным ритейлом повышает лояльность покупателя. Сервисы доставки продуктов непосредственно из магазинов являются своеобразным интернет-представительством ритейлеров, их каналом продаж и так называемой «последней милей» к покупателю.

Явное конкурентное преимущество сотрудничества с офлайн-ритейлерами заключается в скорости и географическом покрытии доставок. Минимальная сумма корзины у сервисов доставки из магазинов чаще всего отсутствует, что также делает данный формат более привлекательным, чем вышеописанные конкуренты. Оформление заказа делается в один клик, так как нет необходимости заходить в разные приложения, ведь на одной площадке собрано сразу несколько магазинов-партнеров.

Стоимость доставки минимальная или отсутствует вовсе, а цены на продукты не отличаются от тех, что выставлены в офлайн-магазинах. Самостоятельные закупки продуктов напрямую у производителей – это всегда более высокие цены, нежели для крупных сетей. Гораздо выгоднее объединяться и заключать партнерства с ритейлерами.

Для потребителей пользование подобными службами объективно более выгодно и удобно, поэтому в данном сегменте рынка на сегодняшний день существует высокая конкуренция. В битве за покупателя сервисы соревнуются в своевременности доставок, постоянно улучшают интерфейс приложений и качество работы служб поддержки. Именно эту модель мы выбрали с SaveTime и уверены в ее долгосрочном успехе и масштабировании.

Российский рынок foodtech имеет большой потенциал для развития и становится все более привлекательной нишей для инвестирования. В сфере онлайн-торговли продуктами питания с каждым годом появляются все новые и новые игроки. А уже существующим на рынке компаниям свойственно экспериментировать и пробовать различные бизнес-модели. Конкуренция сегодня помогает развитию данного направления бизнеса и, самое главное, увеличивает уровень комфорта жизни человека в большом городе.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...