Как инвестору выбрать проект для инвестиций на ранних стадиях
Финансы Финансы

Как инвестору выбрать проект для инвестиций на ранних стадиях

Григорий Пахомов - руководитель академии финансовых советников QBF.

Все большее число инвесторов каждый год ищут различного рода проекты для вложения капитала и получения прибыли. Кто-то хочет заработать на стремительном росте компании в первое время существования и развития, другие смотрят проекты для масштабирования и получения регулярного дохода для себя и своих детей или внуков, третьи выбирают компании «по душе», преследуя целью получение позитивных эмоций от вложений в новую для себя сферу. Всех этих инвесторов объединяет то, что каждому необходимо подобрать проект для инвестиций, учитывая особенности сферы, компании и рынка.

В поисках Game Changer

Каждая компания по сути своей индивидуальна, как отдельное живое существо. Нужно обращать внимание на то, что происходит внутри «организма» и, конечно, что происходит за его пределами. Иначе говоря, на то, как компания работает с внутренними и внешними факторами.

Всегда стоит обратить внимание на то, является ли проект «Game Changer». Так характеризуют компанию, которая меняет правила игры в том сегменте, где она работает. Если проект предполагает что-то новое, инновационное и, особенно, упрощающее деятельность, то вероятность её дальнейшего развития, при наличии рынка сбыта, очень высока. Одним из простых и понятных примеров может быть система бесконтактной оплаты с гаджетов Apple Pay, Samsung Pay и аналоги. Первые разговоры о данной технологии появились почти 15 лет назад. Рынок – все, у кого есть смартфон, кто пользуется банками, кто не хочет носить с собой карту. Итог – тяжело найти человека, который не знал бы о такой технологии и сверхприбыли для «Отцов основателей».

Проанализируйте перспективы компании

Обязательно нужно проводить исследования потенциального рынка. Каждая компания может столкнуться со сложностью, когда продукт есть, а рынка сбыта нет. В данной ситуации рост и развитие предприятия затруднительно. Перед выбором проекта для инвестиций необходимо понять, проводила ли компания рыночные и маркетинговые исследования, какой потенциальный объём спроса на продукцию или услуги со стороны клиентов, объём неохваченного рынка и т.д. Без ответов на эти вопросы инвестировать в компанию - как сделать ставку на эмоциях.

Одним анализом рынка сбыта обойтись никак нельзя. Анализ конкурентов в сфере или смежных сферах также является неотъемлемой частью выбора проекта для инвестирования. Их продукты, сервис, подход и каналы сбыта должны быть хорошо изучены. Представим ситуацию, что компания выходит на рынок с уникальным продуктом и рынок огромный, но конкуренты занимают высокую долю рынка и давно работают с клиентами. Отсюда логичный вопрос, как наша компания будет завоевывать доверие клиентов?! Ответ на это вопрос должен быть учтен в выборе проекта для инвестирования и раскрыт при бизнес-планировании.

Важным пунктом в выборе компании будет являться наличие готового продукта или услуги. Если проект находится на стадии разработок или требуются денежные средства для проведения тестирования, то выход на рынок и окупаемость инвестиций откладывается по времени. Приоритет – компании с готовыми продуктами/услугами или в стадии высокой готовности.

Поддержка со стороны государства или крупных компаний всегда будет являться позитивным фактором для развития бизнеса. Если у компании есть данная поддержка, то бизнес выстраивается легче, быстрее происходит освоение рынка сбыта и завоевание интереса аудитории. Крупные игроки чаще всего вкладываются именно в те компании, будущее которых предсказуемо оптимистично.

Не упускайте из виду финансовые показатели

Финансовые показатели компании – ещё одна важная тема для анализа. Всегда нужно проводить анализ по основным показателям. Первое на что надо обратить внимание - выручка. Если выручка компании растет, значит развитие происходит, увеличивается финансовый поток и продукты/услуги реализуются. Если выручка падает или не увеличивается, то о дальнейшем развитии говорить проблематично. Важно также понимать, для каких целей компания ищет финансирования. Если проект привлекает средства для развития инфраструктуры, оптимизации процессов, выхода на новый уровень и рынок сбыта, то идея весьма живая. Если компании необходимы инвестиции для поддержания оборотных средств или покрытия убытков, то вопрос о необходимости вкладываться в данное предприятие требует более глубокого анализа рисков.

Далее обращать внимание нужно на прибыль/убыток компании. Если прибыль растет или убыток сокращается, то происходит активное развитие и рост компании. Прибыль может даже уменьшаться, но рост выручки при это обязателен. Рентабельность (окупаемость) вложения – самый интересный показатель для инвестора.

Простыми словами – это ежегодный % возвратности капитала для инвестора. Обратный показатель 1/рентабельность – количество лет окупаемости вложений. Чаще всего компании для инвесторов публикуют 3 вероятных сценария «Позитивный», «Нейтральный» и «Пессимистичный». Советую обращать внимание на 2 и 3 сценарий. Это в большей степени сможет передать ожидания руководства. При этом, не всегда компании в своих бизнес-планах указывают «Честные» цифры ожиданий. С этим стоит быть осторожнее.

Ebitda – ещё один очень важный показатель, который показывает объём прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. Регулярное увеличение данного показателя говорит об увеличении объемов реализуемых товаров/услуг или о росте маржинальности.

И последний немаловажный фактор - это «хайп» со стороны рынка сбыта. Если каждый потенциальный или действующий клиент чувствует свою причастность к чему-то большему, кроме обладания товаром/услугой, если каждый говорит об этом и транслирует всем, то охват аудитории - всего лишь вопрос времени.

Подписывайтесь на нас в соцсетях, если хотите быть в курсе последних событий в сфере бизнеса и технологий.