Мимикрия в мире коронавирусной экономики
Финансы Финансы

Мимикрия в мире коронавирусной экономики

Инна Фридман - врач медицинских наук, к. м. н., медицинский обозреватель.

Весна 2020 года запомнится надолго. В конце февраля — начале марта показатель Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м) в торговых центрах Москвы сократился на 8,9 % и 9,7 % относительно прошлого года. Продажи упали практически повсеместно. Наиболее пострадавшими оказались туристический, культурно-досуговый бизнес, транспортные перевозки, общепит и потребительские услуги, фитнес-центры. Но и другие отрасли нельзя сбрасывать со счетов. Как продвигались на ощупь в мутной воде представители предпринимательского сообщества во время и после пандемии?


HoReCa

В общественных местах дистанция между посетителями должна составлять 1,5—2 метра. Этот фактор не лучшим образом скажется на рынке общепита. Уменьшение числа посадочных мест в связи с соблюдением безопасной дистанции происходит почти в 2 раза. Заведения могут принять лишь ограниченное число клиентов. Обязательным условием для открытия в июне стали летние веранды, обеспечение посетителей антисептиком, а персонала — масками и перчатками, введение журнала заболеваний сотрудников, температурного режима холодильников, правил хранения, продуктового соседства, разграничения посуды. Все это повлекло дополнительные расходы. О прибыльности бизнеса в течение 3—4 месяцев говорить не имеет смысла. То же с отелями, которые стояли пустые ввиду отсутствия должного авиа- и железнодорожного сообщения между странами и регионами, оттока туристов и представителей деловых кругов. Компании перешли на онлайн-обслуживание клиентов, доставку готовой еды из ресторанов, снизили цены и ввели гибкую систему скидок.


Event-индустрия

Наиболее уязвимы оказались ивент- и концертные менеджеры, сотни тысяч работников культуры остались незанятыми и без средств к существованию. Ограниченное количество учреждений культуры смогло перевести в онлайн-формат свои концерты и экскурсии. Частные салоны и галереи просто вынуждены были поставить на «стоп» свои мероприятия. Что говорить о России, когда в благополучном Голливуде работы лишилось более 150 000 человек: актеров, режиссеров, сценаристов, продюсеров, монтажеров, художников… Кинотеатры открылись 1 августа, но ожидаемого отклика публики это не вызвало.

Зато для стриминговых сервисов наступил расцвет: люди стали проводить много времени дома. Большинство компаний подготовило специальные акции и программы. Например, в 2 раза снизила цены Amediateka на трехмесячные, полугодовые и годовые подписки. А Netflix обновил свой плагин для браузера Google Chrome — Netflix Party. Теперь можно обмениваться сообщениями, одновременно просматривая один и тот же контент с несколькими людьми удаленно.


Такси-курьеры

Не секрет, что успех бизнеса начинается с правильной идеи. Верно заданный вектор направления помогает удерживать компанию на плаву. Так, указ о возможности дистанционной продажи безрецептурных лекарств сыграл на руку не только работникам фармацевтических компаний. Delivery Club и «Яндекс.Такси» совместно с аптечными сетями запустили свои проекты по дистанционной продаже лекарств и их доставке водителями.

Кстати, спрос на доставку товаров (одежда, бытовая техника, книги и т. д.) в период пандемии значительно вырос. Интернет-магазины добавили опцию бесконтактной доставки с приездом курьера к вашему дому или двери квартиры. А оплатить товар можно заранее онлайн, еще и получив при этом скидку.


Частная медицина

В 2018 г. сектор частного медицинского бизнеса составил до четверти от общего количества медицинских учреждений. Из них около трети представлены на федеральном уровне. В период самоизоляции был введен ряд ограничений для обращения в медучреждения, в том числе в стоматологию, если случай не является острым или неотложным. Касательно высотехнологичных исследований КТ и МРТ, УЗИ, по полисам ОМС поток пациентов значительно упал. Он начал уменьшаться в марте, а в апреле приблизился к нулю.

Клиники сократили количество рабочих дней, оптимизировали время работы административного персонала и график приема ведущих специалистов. Часть арендодателей пошли навстречу и уменьшили арендную плату. В текущих обстоятельствах представители частной медицины усилили социальную функцию компании — наращивали ресурсы мобильной службы, предлагали комплексные обследования на переносимость коронавируса.