Почему страхование в России — необходимость, а не баловство деньгами
Финансы Финансы

Почему страхование в России — необходимость, а не баловство деньгами

Никита Возаков - сооснователь платформы электронного страхования Insapp.ru.

Система страхования в России появилась сравнительно недавно, ее формирование началось только в 1990-е, значительно отстав от многих развитых стран. Одной из ключевых причин такой неоперативности является неизменный русский менталитет, основывающийся на принципе «Справлюсь сам, зато бесплатно!». Но, к сожалению, практика демонстрирует иные результаты такого подхода.


Динамика страхового рынка в 2019 году

По данным отдела инвестиций и рынков капитала KPMG — международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги, динамика страхового рынка в 2019 году осталась без изменений.

Объем российского рынка страхования — 1,5 трлн руб. Процент рынка страхования от ВВП — 1.5 %, тогда как в Америке около 10 %. При этом увеличивается доля проникновения продаж страховых продуктов через интернет — 4.68 %.

Самыми востребованными на сегодняшний день являются такие виды страховок: НСиБ — страхование от несчастного случая и болезни, страхование имущества, ДМС — добровольное медицинское страхование. Отрицательная динамика остается у страхования жизни.

Практически идентичную динамику демонстрирует рынок страхования в интернете. Одной из самых востребованных онлайн-услуг на сегодняшний день остается ОСАГО. Уже в 2018 году, по данным Национального рейтингового агентства, рынок ОСАГО был оценен в 228 000 млрд рублей. При этом с каждым годом доля электронного страхования стремительно растет. А если изучить структуру каналов продаж страховок, становится ясно, что с 2017 года начала активно расти доля интернета — именно в тот момент, когда разрешили продавать ОСАГО онлайн.

Выводы просты: российский рынок страхования довольно большой, имеющий основания и потенциал для роста и развития, но в сегодняшних реалиях все еще не набравший должной популярности у населения.


Негатив или недопонимание?

Попробуем разобраться с причинами низкого уровня культуры страхования в России.

Зачастую страховка приобретается людьми в том случае, когда без нее уже нельзя, например, получить, кредит в банке или оформить визу. Таким образом, сформировался своеобразный стереотип о навязывании гражданам дополнительного платного элемента, а не, напротив, доступной финансовой защиты. К сожалению, тему важности страхования населению в доступных информационных каналах разъясняют крайне редко, а ведь это прекрасный способ защитить себя от возможных, порой весомых финансовых потерь, которые, кстати, чаще всего происходят все по той же причине русского «авось».

Возьмем тот же полис ОСАГО. Большинство автолюбителей искренне считают себя асами вождения и свято уверены, что ДТП — это совершенно точно не их история. Именно поэтому штраф за отсутствие полиса ОСАГО многие считают абсолютно неоправданным, а сам полис — очередной бессмысленной тратой, попросту — воровством. Однако в жизни редко что-то происходит по плану, тем более несчастные случаи. Безусловно, водитель может иметь 40-летний стаж и ни одной аварии за плечами, но что делать, если внезапно он становится виновником ДТП? Устал на работе, получил мощную дозу стресса, углубился в собственные мысли и в пути просто не успел вовремя затормозить. Вот здесь и начинает работу полис, который помогает избежать очередной головной боли, позволяя всем пострадавшим в аварии получить необходимые выплаты.

На наш взгляд, это действительно упрощает жизнь.


Как выбрать правильно

Учитывая все вышеизложенное, мы хорошо понимаем, насколько сложно сегодня быстро и беспроблемно выбрать подходящего страхового агента. Казалось бы, этих услуг сейчас предостаточно, но именно в связи с изобилием компаний и предложений возникает вполне логичный вопрос: как сделать уверенный и правильный выбор, чтобы качественно и без обмана?

Стоит отметить, что сегодняшние реалии только способствуют упрощению решения. Практически все услуги для граждан предоставляются онлайн, не выходя из дома, многие — потому что из дома выходить попросту нельзя. В связи с этим появилось большое количество сайтов, которые не только помогают выбрать страховое агентство, но и выполняют многие действия за тебя, весьма облегчая жизнь и экономя время и силы. Рассмотрим их работу на примере платформы электронного страхования Insapp.ru, как одного из интересных российских кейсов.

По словам сооснователя платформы Никиты Возакова, сегодня у современного активного человека нет свободного времени на лишние действия, так как скорость жизни вокруг тебя постоянно растет. Именно поэтому такие действия лучше автоматизировать. Это относится и к страхованию.


Вопрос доверия

Но почему обычный человек, который, допустим, ничего не понимает в тонкостях оформления страховки, должен так легко довериться онлайн-услуге? Хотя бы потому, что она предоставляет реальный наглядный выбор.

«Например, на такой платформе, как Insapp.ru, покупатель может сравнить, выбрать и приобрести электронный полис ОСАГО от 10 проверенных страховых компаний, рейтинг которых тоже всегда можно погуглить, и это будет полностью безопасно, поскольку вся оплата происходит на стороне страховой компании. При этом мы не занимаемся рекламой этих компаний, просто предлагаем клиенту выбор среди самых качественных предложений страховщиков, — рассказывает Никита Возаков. — Как это было раньше? Покупателю приходилось выбирать из трех вариантов, самостоятельно изучить десятки сайтов, сравнить сотни предложений и найти самое выгодное, пойти в офис ближайшей страховой компании и купить полис там, лишив себя права выбора».

Таким образом, одна из ключевых проблем онлайн-услуг страхования на сегодняшний день практически полностью устранена. Еще недавно механизм страхового рынка знали на отлично только сами страховщики, что, конечно, негативно влияло на доверие клиентов. И действительно, зачем обращаться за услугами, в которых ничего не понятно? Теперь же список документов и данных, которые вы можете увидеть своими глазами, значительно вырос, что доказывает открытость компании и ее деятельности.


Снова про интернет

Кстати, переход на онлайн-услуги снова дополнительно обоснован. Судите сами, при активном интегрировании подобных сервисов, в том числе страхования, впоследствии уменьшится и цена на данные услуги, ведь у посредников отпадет необходимость в аренде помещения под офисы, оплате большому количеству сотрудников, занимающих рабочие места в этих офисах, что логичным образом приведет к уменьшению издержек. Нам такая идея объективно нравится больше.