Что делать, чтобы ваша онлайн-школа провалилась
ИТ ИТ

Что делать, чтобы ваша онлайн-школа провалилась

Онлайн-школа - это бизнес на онлайн образовании. Если вы думаете, что записать онлайн-курс и зарабатывать на нем миллионы легко и просто, то предлагаем вам ознакомиться со списком вредных советов, которые приводят онлайн-школы к краху.

Рекомендации составлены на основе семилетнего опыта работы с онлайн-школами Антона Ельницкого, основателя и архитектора платформы для онлайн-курсов «АнтиТренинги». Знакомьтесь, стелите «соломку» и никогда так не делайте.

Выбор ниши: объять необъятное или ненужное

В момент выбора тематики для онлайн-школы организаторы анализируют рынок и принимают решение по старту. На этом этапе может быть совершено две ошибки, которые ведут к краху бизнеса. Первая - выбрать слишком широкую или узкую нишу. Вторая - испугаться конкуренции и отказаться от интересной темы, в которой организатор является экспертом. Успешными становятся школы, выбирающие подогретую нишу, и предлагающие в ней что-то новое и более ценное. Например, более двух десятков онлайн-школ обучают английскому языку. Как быть, если вы тоже хотите обучать английскому? Посмотрите на тему более глубоко. Разработайте обучение английскому для тех, кто хочет работать за рубежом или, чтобы уже через три месяца свободно изъясняться на популярные темы, знакомясь с иностранцами на сайте знакомств. Пусть в вашей линейке будет выбор. Есть еще одна прогретая и популярная ниша - обучение фотографии. Попробуйте их объединить и обучите английскому фотографов. Сделайте им уникальное предложение. Подготовьте их так, чтобы через 3 месяца обучения они могли заработать на Кипре свои 200 тысяч.

Если во время анализа ниши вы не нашли хотя бы две школы, обучающие в данной тематике, то не советуем ее выбирать. Причина отсутствия конкурентов в нише может крыться в невостребованности темы, и там рыбы нет, или тема пока еще не развита. В последнем варианте можно попробовать стать первопроходцем, раскачать нишу, но перед этим рекомендуем провести исследование, которое выявит спрос на такую онлайн-школу. Это очень финансово затратный путь. 

Затягивайте старт

Бизнес на онлайн-образовании очень динамичный. Важно соблюсти баланс между поторопиться и опоздать, занять место посередине и успеть. Эксперты, предпочитающие долго и тщательно готовиться, прорабатывая те стороны бизнеса, которые не потребуются им на старте даже в ближайшие 3 месяца, чаще всего не добиваются успеха в онлайн-обучении. Их опережают более быстрые и проворные в принятии решения. Перечислим то, что точно не потребуется для старта онлайн-школы: продумывать контент для всех постов сразу, получать образовательную лицензию, использовать платные сервисы, «вылизывать» курс до идеала.

Уделяйте бизнесу меньше четырех часов в день

Одна из частых причин провалов кроется в том, что основатель онлайн-школы не готов вкладывать в развитие свое собственное время. По опыту клиентов платформы «АнтиТренинги», успешный онлайн-предприниматель тратит на развитие своих курсов в среднем по 10-12 часов в первые полгода и не менее четырех часов после отстройки процессов. Как правило, понятия «выходной день» для них тоже не существует. Ученики выбирают самое удобное для себя время обучения и, зачастую, - это суббота и воскресенье.

Не выделяйте финансы для старта и развития

Принято считать, что для запуска онлайн-школы практически не требуются вложения. Сравнивая с классическим бизнесом, конечно, здесь нет расходов на аренду помещения, но все остальные затраты никто не отменял. Финансы потребуются для оплаты работы специалистов, организации отдела продаж (телефония, рассылки), оборудования для записи вебинаров и запуска рекламной кампании.

Действуйте самостоятельно

Эксперт с десятилетним опытом успешной профессиональной деятельности в своей сфере чаще всего совершенно не умеет себя продавать. Это разные роли. Кроме того, эксперты редко разбираются в педагогических методиках. Исключение составляют специалисты в области продаж и педагоги. Первые иногда умеют себя продавать, вторые могут сами составить свой курс. В идеале на этапе подготовки и запуска должны отработать методисты и продюсер. Методисты упаковывают курс так, чтобы процент доходимости студентов приближался к 70%, продюсер - готовит стратегию продаж и продвижения, а также набирает команду.

Делайте ставку на один продукт

Запуски с одним курсом очень быстро себя «изживают» и лишают владельца такого инструмента, как дополнительные продажи. А именно они приносят школе новые продажи и формируют непрерывный поток учеников. Логика построения продуктовой линейки строится на принципе дополнения. Пройдя обучение по одному из направлений, студент должен найти такое предложение для себя, которое позволит углубить или смежно дополнить его обучение. Данный подход позволяет выстроить процесс продаж и увеличить цикл жизни клиента. Расширяйте меню. Например, сейчас очень популярны различные курсы кондитеров. Предлагайте курс по изготовлению песочных или бисквитных тортов, дополняйте линейку различными видами изделий. Предложите дополнительно узнать об особенностях украшений тортов. Запишите отдельный курс про крупные и малые форматы. Включите фантазию, создавайте новые продукты и никогда не оставляйте вашу аудиторию без повода что-то докупить. 

Готовьтесь только к полумарафону

Развитие онлайн-школы - это забег на длительную дистанцию. И на всем этом пути расслабиться не получится. Приходят эксперты со сложившимся мнением, что главное - запуститься, остальное сложится само собой. Если эту установку в голове не изменить, то начинание обречено на провал. После первых шагов в виде подбора команды, записи курса, вебинара, автовебинара, создания цепочки писем и настройки рекламы, начинается самое интересное. И в этом моменте многие расслабляются и пускают деятельность на самотек. Бизнес на онлайн-курсах требует постоянной вовлеченности: следить за работой сотрудников, выполнением домашних заданий, доходимостью курса, конверсией ливод в клиентов. Большую часть задач позволяют автоматизировать платформы для онлайн-школ, такие как «АнтиТренинги». Используйте их, чтобы не тратить время на рутину.

Никогда не разбирайтесь в маркетинге

Собственнику бизнеса необходимо знать, как работают такие процессы, как маркетинг, какие показатели ключевые для таргетолога и копирайтера, в чем заключается работа куратора и т.д. Многие сейчас скажут: «А для чего же мне тогда моя команда, если собственник сам должен во всем разобраться?»  Отвечаем: «Команда для того, чтобы работать, делать все руками». Понимание же процессов собственнику необходимо для контроля происходящего. Согласно классическому менеджменту это одна из основных функций руководителя. Она поможет понимать сколько времени требуется копирайтеру на написание текста, сколько звонков может делать менеджер или какая цена за клик считается нормальной.

Не изучайте свою аудиторию

Стратегия, построенная на том, что сейчас мы запустим рекламу для всех, а там - кто придет, тому и продадим, - не работает. Как бы это ни было скучно, изучение аудитории относится к фундаментальному знанию для запуска бизнеса. Проработка вопроса позволит избежать «слива» финансов на рекламу и недовольных клиентов, которые оставляют негативные отзывы. Изучите тех, кому интересен ваш продукт. Спросите, зачем им этот курс, что они хотят получить после его прохождения, как должна измениться их жизнь. Проводите на первом этапе бесплатные консультации и вебинары и задавайте тысячи вопросов - не останавливайтесь! Составьте усредненный портрет, чем они занимаются, как живут, чем увлекаются, какая у них семья. Пусть ваши знания будут максимально подробными. Тогда аудитория признает  в вас «своего» преподавателя, придет и отдаст вам деньги, и не один раз. После получение ответов доработайте ваш курс и настройте рекламу на тех людей, с которыми вы познакомились.

Не анализируйте данные

Онлайн-бизнес очень четко поддается анализу. Существуют различные показатели по каждой из сфер деятельности и сервисы, позволяющие их собирать. Владельцы онлайн-школ, игнорирующие аналитику, быстро теряют свои финансы. Почему так происходит? В первую очередь, «утечки» кроются в затратах, связанных с рекламой. Здесь надо отслеживать каналы использования, сколько стоит каждый из них, сколько клиентов с конкретного инструмента делают покупку? Строить стратегии продвижения на догадках и предположениях без цифр - всегда проигрышный вариант. Более того, то, что покажет сквозная аналитика, и те данные, которые получают из стандартных рекламных кабинетов, тоже разнятся. Первая показывает более глубокие и верные данные с учетом поведения клиентов. Особое внимание в привлечении стоит обратить на стоимость просмотра вашего объявления, стоимость клика и заявки, регистрации, сделки. Анализируйте не только свое поведение, но и
то, как действуют конкуренты.

Не пользуйтесь бесплатным

Значительно сократить расходы и не прогореть на рекламе позволяют бесплатные методы продвижения. Те, кто заходят в запуск онлайн-школы с ограниченными инвестициями и не используют все методы «партизанского маркетинга», могут быстро обанкротиться. К этому методу продвижения относится PR, размещение на бесплатных ресурсах и всевозможные партнерские программы.

Потратьте все деньги сразу

После первого же успешно проданного потока эксперты спешат потратить свои кровно заработанные деньги. Чаще всего все. Это действие лишает молодую и неокрепшую онлайн-школу какой-либо страховки от неудачи и права на развитие. Есть золотое правило и оно гласит: «Разделяй и властвуй!» С деньгами все работает точно также: выделите одну часть от заработка на то, чтобы закрыть текущие расходы, вторую направьте на долги, третью - вложите в инвестиционный фонд (минимум 15% от заработанного) и только после этого поделите прибыль. Придерживайтесь этой формулы с самого начала, и у вас будет ясная картина, сколько и на что, вы можете потратить, и когда пора сделать рывок для развития (зависит от наполняемости инвестиционного фонда).

Избавьтесь от системности и веры в свой продукт

Вера в свой продукт, пожалуй, одно из самых главных качеств основателя онлайн-курсов. Никто не сможет сделать это за вас. Аудитория очень четко считывает ту ценность, которой вы наделяете свой курс. И, если вы сами не верите в свой продукт, то и другие вряд ли поверят. Выделите главную ценность той информации, которую вы хотите подать, и транслируйте ее во внешний мир. Делайте это системно. Вынесите все ваши идеи в специальный документ. Пропишите цели и шаги по ее достижению. Последовательно достигайте каждого пункта, и уже очень скоро вы сможете прийти к успеху. Последовательно и системно двигаться в достижении целей вашим ученикам может помочь функция на платформе для онлайн-курсов «АнтиТренинги» - «Дневник успеха». Она мотивирует учеников на целевые действия и прохождение курса. Отслеживайте свои успехи и путь ваших учеников, - это поможет сделать выводы и корректировки по достижению успеха.

Сожгите канал клиентов

Источники привлечения клиентов имеют свойство заканчиваться. Маркетологи называют этот процесс «выжигание аудитории». Такое случается, если использовать только один канал привлечения трафика. Например, настраивается реклама в социальной сети, она приводит колоссальный объем клиентов. Таргетолог радуется успеху и повторяет эту историю раз за разом, «выжигая» аудиторию. При запуске через пару месяцев этот канал уже не дает результатов. Кроме рекламы для успеха онлайн-школы в длительной перспективе необходимо разрабатывать партнерские программы, привлекать кросс-маркетинг, строить бренд.  

Для действительно успешного старта специалисты платформы «АнтиТренинги» советуют при запуске своей онлайн-школы придерживаться следующего алгоритма. Разработайте бизнес план, не сильно углубляясь в детали. Просто, чтобы понимать основные планируемые поступления и расходы. Подготовьте инвестиции, которых будет достаточно для работы школы в первые 3-4  месяца. Подготовьте действительно ценную линейку продуктов, опираясь на знания о вашей целевой аудитории, ее болях и возможностях. Воспользуйтесь услугами методистов, вкладывайте силы в развитие личного бренда и измеримые деньги в рекламу. Подключите сервисы для автоматизации. На платформе «АнтиТренинги» есть тестовый неоплачиваемый период на 1 год. Тогда вести онлайн-бизнес вам будет интересно, а отдача не заставит себя долго ждать. И еще, - не сдавайтесь на полпути.