Как кадастровому инженеру получить дополнительный доход
Личная практика Личная практика

Как кадастровому инженеру получить дополнительный доход

Екатерина Иванова - земельный юрист с 2005 года. Работала в Кадастровой палате Ленинградской области, Государственной Думе РФ, в настоящее время - президент Межрегионального юридического центра земельных отношений.

По мере уточнения границ все большего количества земельных участков в России неизбежно встает вопрос: а что будет с бизнесом кадастровых фирм через 10–20 лет? Хватит ли клиентов? Как будут выглядеть структура заказов и средний чек? Насколько острой будет конкуренция на рынке? Ведь новые специалисты продолжают выходить из учебных заведений, и многие из них в течение 2–5 лет открывают свои компании.

В этой ситуации уже сейчас важно понимать точки роста и задействовать внутренние ресурсы.

Екатерина Иванова, президент Межрегионального юридического центра земельных отношений, поделилась идеями, как кадастровым инженерам в сегодняшних реалиях сохранить уровень дохода, а в перспективе увеличить его.

Мое мнение: в основе успешности любого мероприятия лежит умение договариваться.
Деловые связи с компаниями смежных отраслей – надежная точка роста любого бизнеса.
Как правило, любой бизнес использует два основных источника заказов – рекламу и «сарафанное радио».

В своей компании я полностью отказалась от рекламы за счет налаживания контактов с партнерами.
Мы занимаемся узкопрофильными юридическими услугами в сфере земельного права.

Проблемы, с которыми к нам приходят клиенты, – это споры по границам, снижение кадастровой стоимости, раздел земельных участков, перевод земель, решение сложных наследственных ситуаций, исправление реестровых ошибок.

У нас в штате нет кадастровых инженеров, и всю работу, требующую непосредственного участия геодезистов и кадастровых инженеров, мы отдаем партнерам.

Среди таких направлений – уточнение границ земельных участков, подготовка схем границ для судов с отображением фактических границ участков и мест их пересечения с границами согласно Единому государственному реестру недвижимости, подготовка межевых планов для раздела или объединения земельных участков, вынос границ участка на местности перед сделкой.

Кадастровые инженеры нам, в свою очередь, также передают клиентов, требующих участия юриста, когда дело касается наложения границ участка на земли лесного фонда, выявленного пересечения границ с другими участками, необоснованных отказов и приостановки Росреестра, отказов в согласовании границ со стороны смежных землепользователей и других подобных вопросов.

Помимо этого, многие клиенты, которым мы помогаем оформлять и доводить до конца документы на землю, впоследствии хотят эти участки продать. Некоторые, наоборот, приходят к нам в целях проверки приобретаемого участка, и, если документы не в порядке, продолжают поиски. В этом направлении мы сотрудничаем с агентствами недвижимости – направляем им своих клиентов для организации покупки или продажи земли, а они, наоборот, направляют к нам своих клиентов, которые из-за недочетов в документах не могут выйти на сделку.

Такой подход позволяет постоянно наращивать клиентскую базу без вложений.

Для тех кадастровых инженеров, которые хотели бы оставлять клиентов с юридическими вопросами у себя в компании, мы запустили франшизу с обучением всей специфике работы по узкопрофильному направлению. Это тоже отличная точка роста, когда с минимальными вложениями, приняв на работу всего 1–2 юристов, кадастровая фирма может с уверенностью оставлять у себя всех проблемных клиентов и получать значительный дополнительный доход, опять же, без затрат на рекламу, используя только свои собственные ресурсы. Ведь клиент в компанию уже пришел, и, если ему в одном месте помогут решить все вопросы, в том числе юридические, выиграют обе стороны.

Партнерство на пересекающихся услугах в той нише, в которой работает любой бизнес, является отличным источником дополнительного дохода и новых знакомств без вложений.

Я в этом убедилась на собственном опыте и советовала бы внедрять этот эффективный инструмент каждому, кто ищет клиентов, но цена его прихода в компанию по рекламе убивает всю рентабельность.