Из морской капусты с любовью: история мармеладного краудфандинга

272
7 минут
Из морской капусты с любовью: история мармеладного краудфандинга
На фото: Светлана Новак

Светлана Новак выросла во Владивостоке, на берегу Тихого океана. 8 лет назад она приехала покорять Москву, но любовь к морю осталась с ней навсегда. Гастроэнтузиаст и ЗОЖник со стажем, девушка вела крупные научные проекты в пищевой промышленности, пока не пришла к мысли, что хочет открыть собственное дело. Так родился уникальный рецепт морского мармелада Seamarmelad на основе дальневосточной морской капусты. Чтобы запустить полезные сладости в производство, Светлана открыла крауд-проект на Planeta.ru и чуть больше чем за месяц собрала 110 тысяч рублей на отработку технологии в промышленном масштабе и разработку необходимой документации. «Морская девушка» поделилась рецептом успешного краудфандинга.


О Seamarmelad

Большая часть населения Москвы и прилежащих регионов испытывает йододефицит, железодефицит. Нынешняя мода на веганскую диету формирует у населения дефицит витаминов В12. Жители мегаполиса зашлакованы, уровень экологической обстановки оставляет желать лучшего.

Но при этом большинство людей не представляют свою жизнь без сладкого и вкусняшек. Я с детства собирала дары моря, с родителями вылавливали морскую капусту, сушили и употребляли весь год в пищу. В основе идеи создания крафтового мармелада было стремление сочетать уникальные пищевые свойства морской капусты с натуральными соками, фруктовыми пюре и другими компонентами. Это позволило улучшить вкусовые качества морской капусты, сделать её более привлекательной и значительно расширить диапазон применения морской капусты в нашем рационе питания.

Авторская технология производства морского мармелада заключается в переработке морской капусты и минимизации характерного для нее привкуса водорослей, в значительном снижении содержания сахара в отличие от традиционных рецептур и отсутствием консервантов. Мы разработали и уже протестировали четыре варианта вкусов морского мармелада: с апельсинами, малиной, мятный и какао. Все они гармонично сочетаются с морской капустой.

А сейчас мы создали новую линейку вкусов без сахарозы, она получила название «морской десерт». Мы хотели предложить потребителю но-новому взглянуть на традиционные русские варенья и джемы: вместо сахара в «морских десертах» мы используем декстрозу и концентрированный виноградный сок, а морская капуста выступает в них как функциональный ингредиент.

Для нашего мармелада мы используем исключительно дальневосточную морскую капусту – ламинарию японскую, она является чемпионом среди многих водорослей по содержанию йода и редких микроэлементов, синтезируемых морем. Добыча морской капусты – сезонный бизнес. Для нас важно поддержать работой жителей Сахалина, которые любят свой остров и, несмотря на сложные экономические условия проживания там, остаются и бережно добывают дары Охотского моря.


Как все начиналось

О существовании краудфандинга мы узнали от наших бизнес-ангелов – они посоветовали его нам как эффективный механизм для запуска стартапа и отличный маркетинговый инструмент. Оставалось определиться с краудфандинговой платформой. Изучив варианты, остановились на Planeta.ru – размещение бесплатное, все понятно работает, и из всех крауд-платформ у нее самые хорошие отзывы.

Чтобы погрузиться в тему, я посмотрела все обучающие видео «Школы краудфандинга» и изучила десяток проектов в категории «Бизнес». До этого я более 10 лет занималась подготовкой конкурсных заявок по научным проектам, поэтому очень быстро уловила суть и специфику того, как написать проект, чтобы он стал успешным.

Один из инструментов – сторителлинг. Я продумала свою личную историю и попыталась очень живо ее описать. Видео для крауд-проекта снимала сама дома, в нем я рассказывала о том, откуда родилась идея продукта и как мы его производим. В то время мармелад мы варили исключительно на выделенной под это кухне в своем доме. В видео я упомянула о гигиене производства, о своем научном подходе, о работе в перчатках. После этого мне пришло несколько язвительных комментариев с посылом «ну и уровень у вас, вы куда замахнулись со своей кухни». Но это нас, конечно же, не остановило.


На старт, внимание, краудфандинг

Подготовка к старту проекта заняла чуть больше недели. Я человек-дедлайн. В моем ежедневнике стояла дата публикации проекта – 12 мая 2019 года. 5 мая за один выходной я составила описание, 6–7 мая подготовила фото и отсняла видео с 3 дубля, пару дней заняло согласование проекта, и 13 мая он был опубликован.

Составляя список вознаграждений я, с одной стороны, ориентировалась на примеры других проектов в категории «Бизнес», а с другой, учитывала специфику своей продукции. На тот момент у меня был мармелад в банках по 230 грамм и стоимостью 200 рублей, поэтому в лотах были комплекты по 2 штуки (500 рублей) и 4 штуки (1000 рублей), с бесплатной доставкой по Москве и платной в регионы.

Проект мы продвигали исключительно через свои социальные сети и посты бизнес-ангелов.

После публикации проекта в личные сообщения стали приходить рекламные предложения от каких-то непонятных специалистов, предлагающих услуги по успешному продвижению краудфандинговых проектов. Ресурсов на оплату их работ не было, поэтому стратегию разрабатывали сами. Перенесли всех текущих клиентов на оплату товара через «Планету», чтобы счетчик прирастал каждый день понемногу.

pasted image 0 (1).png

Фото: Planeta.ru


Продвижение: успехи и ошибки

После сбора 50 % от суммы самым эффективным инструментом оказалась рассылка по базе «Планеты» и размещение в социальных сетях платформы. Это принесло 35 % от заявленной цели. Поэтому начинающим авторам настойчиво советую продержаться до 50 % – потом станет заметно легче.

Одним из шагов продвижения была подготовка отчета о проделанной работе. Его выкладывали в новости проекта каждую неделю, а подписчики оставляли комментарии.

В СМИ не обращались. Зато мы сделали коллаборацию с 3 блогерами в Instagram, запустили конкурс, условием которого было купить вознаграждение от 1 рубля и подписаться на наш аккаунт. Но эта механика не сработала. Подписались на аккаунт более 200 человек, а покупок было совершено всего на 10 рублей. Блогеры поделились обратной связью, что люди боялись оплачивать, им это казалось подозрительным и мошенническим. Потенциальных спонсоров смущало то, что на крауд-платформе нужно внести личные данные и номер банковской карты, поэтому они начинали регистрироваться и при вводе данных просто сливались.

В день уходило до 20 минут на просмотр и анализ статистики. Проектом занималась исключительно я сама.


Поддержка от Planeta.ru

«Планета» нам тоже помогала. У платформы очень крутая обратная связь. Приятно удивило, что менеджер перед согласованием проекта внесла много «правильных» корректировок, порекомендовала добавить план работы на время сбора средств – после запуска мне было удобно отчитываться по нему перед участниками. После того как проект набрал 25 % и его разместили на главной странице в своей категории, счетчик стал расти заметно быстрее. А после сбора 50 % и размещения информации в рассылке и социальных сетях был самый мощный эффект, и сбор достиг 80 % от заявленной суммы.

Также мне на почту пришло письмо, что можно предоставить подарки для VIP-клуба «Планеты». Я отвезла несколько банок своего мармелада, и после этого мне пришло вознаграждение на самый большой чек – 10 тысяч рублей.

Сложным было дособрать оставшиеся 10 %, счетчик как будто замер. Пришлось более активно пиарить проект в своих социальных сетях.

Также для сбора средств мы придумали следующий механизм. Для того чтобы счетчик рос, часть покупок мармелада мы переводили через «Планету». Более лояльные клиенты, уже знакомые с нашим продуктом, легко соглашались и оплачивали свои заказы через покупку вознаграждений. Счетчик рос, проект был живым, и, соответственно, другие участники более активно принимали участие в сборе средств.

Screenshot_2019-09-24 Запуск производства морского мармелада Planeta.png

Скриншот: Planeta.ru


О достижениях и перспективах

По итогу краудфандингового проекта хочется выделить результаты, которые произвели на нас особое впечатление.

  1. Самый большой заказ на мармелад для того времени развития проекта – 10 тыс. рублей.
  2. Два инвестора предложили сделать вложения для дальнейшего запуска продукта.
  3. Был найден еще один, очень неожиданный для нас, канал сбыта продукции – крафтовые пивоварни. В будущем мы планируем даже сделать отдельную линейку для этой категории потребителей.
  4. Дополнительной целью проекта был маркетинг с продвижением, и все получилось на 200 %. О продукте узнали в регионах. Сработало сарафанное радио, и к нам начали поступать дополнительные заказы мармелада от друзей тех, кто приобретал вознаграждения.

У нас много планов на будущее. Хотим до конца года разместить наш мармелад на полках в 3-х сетях ритейла и выстроить сеть дистрибьюторов по всей стране. Сейчас активно выстраиваем свою продуктовую стратегию, у нас появилась линейка продукции без сахарозы, мы дорабатываем все нюансы контрактного производства.

И планируем на следующий год запуск нового крауд-проекта, уже на создание своей производственной площадки.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...