Как испорченный отпуск стал идеей для бизнеса на $1 миллион

9 минут
Как испорченный отпуск стал идеей для бизнеса на $1 миллион

Москвич Эдуард Синельников большую часть своей жизни провел в сфере, далекой от IT, – занимался продажами в разных компаниях. Идея запустить свой traveltech-стартап пришла к нему три года назад, после того как поездка с семьей на Кипр, на выбранную по хорошим отзывам виллу, обернулась сплошным разочарованием. Проведя анализ туристических сервисов, он увидел, что здесь сформировалась типичная для развитого интернет-рынка проблема – информация разрознена и противоречива, а отзывы и фото часто фейковые.

Решение он увидел в создании приложения на блокчейне с фунцией социальной сети, где ничего нельзя накрутить, а чтобы заинтересовать пользователей, придумал дать им возможность монетизировать свои путешествия. В итоге основателю стартапа удалось заинтересовать инвесторов и привлечь в проект 1 миллион долларов.


Стоп Fake

«Первое, с чем я решил бороться, – это фейковые отзывы, потому что это действительно проблема каждого путешественника, – рассказывает основатель стартапа историю возникновения нового бизнеса. – Последней точкой была та самая поездка на Кипр, на которую наша семья возлагала большие надежды. Это был первый отпуск после рождения ребенка и все, кто хоть раз путешествовал с детьми, знают, какой детальный план нужно составить родителям, исходя из графика сна и кормления. Я потратил уйму времени на поиск подходящей нам локации. Требования были довольно стандартные для формата семейного отдыха – близость к морю, возможность для прогулок с ребенком, тишина, развитая инфраструктура для вечернего досуга.

Сравнил информацию с нескольких сайтов и, как мне показалось, – нашел идеальный вариант. Когда же мы прилетели на место, то оказалось, что это провал по всем пунктам. Пляж маленький и мелкий, рядом стройка огромного жилого комплекса и снующие туда-сюда рабочие, вечером там проводятся техно-дискотеки, гулять негде вообще. Ближайшие рестораны с хорошими отзывами в известном приложении оказались тоже вовсе не такими, как о них рассказывалось. Пришлось брать машину и каждый день уезжать подальше.

Вернувшись домой, я начал разрабатывать план будущего сервиса, где был бы только честный контент, который нельзя подделать. Завел себе тетрадку, куда стал записывать все наблюдения и проблемы, с которыми сталкивался в поездках. Так начала вырисовываться концепция проекта народной карты, с вознаграждением участников за добавленный контент и его обязательной верификации. Поделился этим со своим давним компаньоном Максимом Урейским, которому идея сразу понравилась». В итоге друзья решили оставить прежние места работы и сосредоточиться над проектом вплотную.


Не имей $100 000, а имей…

Изначально основатели проекта развивали его на собственные средства. «Я раньше никогда не работал в IT и наивно предполагал, что реализация проекта выйдет нам примерно в $200 000 - $250 000, – рассказывает предприниматель. Однако эти накопления быстро закончились. В такие моменты либо опускаешь руки и говоришь: «Ну, не получилось!», либо начинаешь крутиться и искать инвесторов». Первые «бизнес-ангелы» нашлись в ближнем кругу друзей и знакомых. Потом начали искать на стороне. Сейчас объем инвестиций составил $1 миллион, и питчинг продолжается. «Среди потенциальных инвесторов есть несколько довольно крупных фондов, которые ждут, что мы покажем в ближайшие три месяца после запуска сервиса. Как только они увидят, что модель работает, мы ожидаем еще вливаний, кратно превышающих нынешние цифры», – поясняет Синельников.


Модель для сборки

Работа над проектом началась в 2017 году. Первые полгода ушли на глобальный рисерч всех потенциальных болей, с которыми может столкнуться путешественник. «Каждый день мы ставили себе конкретную задачу, – вспоминает Синельников. – Например, сегодня мы изучаем проблемы экспатов во Франции. Садились и начинали читать форумы и группы в соцсетях, находили активных пользователей, созванивались с ними. И так по разным странам и категориям. У нас было невероятное количество самых разных респондентов – путешественники, дауншифтеры, экспаты, мигранты, представители локального бизнеса. Многие из этих категорий мы разделяли на подсегменты: например, путешественники делились еще на разные возрастные категории, на то, как они ездят в отпуск – одни, с друзьями, с детьми или даже внуками. Мы провели сотни интервью и получили колоссальный объем уникальной информации. Это окончательно определило будущую архитектуру нашего сервиса, суть которого мы сформулировали в нашем слогане – Be the local. Это значит, что куда бы ни отправились наши пользователи, в любой точке мира они будут чувствовать себя местными.

Они получат актуальную информацию о стране и городе, о хороших ресторанах, недорогом жилье, смогут найти компанию или даже работу. Все будет собрано в одном месте, и каждый сможет составлять свои маршруты или выбирать уже составленные другими пользователями, зарабатывать на честных отзывах или связаться с работодателем, если решит остаться здесь на подольше и тут же найдет информацию, какие для этого нужны документы. Кстати, сезонная занятость – это сейчас один из восходящих трендов глобального рынка труда и в частности в России. Не все готовы бросать нажитое и навсегда менять место жительства, а вот пособирать клубнику в Финляндии или поработать официантом в летнем кафе на Кипре и при этом получить, причем в валюте, в несколько раз больше, чем в среднем по стране, – это желание многих. Останавливает отсутствие информации и прямой выход к работодателю. Наш сервис решает эти проблемы. Так же, как заведения подключаются к системе кешбэка и получают клиентов, так и работодатели подключаются к общей базе и получают работников. Получается win win».

Придуманный три года назад сервис во многом оказался визионерским. На уже поделенном среди больших игроков рынке traveltech основные ниши сформировались давно и касаются в основном бронирования туров, жилья и билетов. Согласно исследованиям Rusdase, на такие компании приходится 96 % всего рынка. Однако все они закрывают первичные и наиболее очевидные запросы путешественников, тогда как спрос на дополнительные сервисы растет. Среди них можно назвать возможность маршрутизации путешествия на основе верифицированного пользовательского опыта, поиск попутчиков, возможность получить всю информацию на одной платформе. На прошедшем в феврале специализированном хакатоне Moscow Travel Hack запросы от гигантов индустрии содержали именно возможность кастомизации индивидуального путешествия. «Мы пришли туда, что называется, сверить часы с рынком и посмотреть, что сейчас нужно китам отрасли, и каждый раз, когда объявляли задачу, мы с удивлением переглядывались, потому что все это у нас уже есть», – рассказывает Эдуард Синельников.


Трудности очевидные и не очень

По ходу реализации проекта OnLife, как это обычно и бывает, у предпринимателей возникали самые разные сложности. И деньги оказались далеко не единственным ресурсом, которого постоянно не хватало. Настоящим квестом оказался поиск команды. «Несмотря на, казалось бы, открытый рынок труда, найти профессионалов не просто. Причем во всех сферах. Поскольку мы в первую очередь мобильная платформа, то, конечно, нам нужны разработчики приложений. Мало-мальски грамотных сразу забирают IT-гиганты, но нам все же удалось найти своих людей», – рассказывает Эдуард Синельников.

Но главной проблемой для выхода на международный уровень оказался информационный фон, который за последние года сложился за рубежом относительно России. В западных СМИ постоянно звучала информация то про вмешательства в выборы по всему миру, то про экономические кибер-угрозы с «русским следом». Все это сказалось на лояльности партнеров. «Мы приезжали к потенциальным зарубежным партнерам, а к нам с порога отношение, мягко говоря, очень настороженное, – рассказывает основатель стартапа. – Там думают: сейчас эти русские сделают какую-то социальную сеть, да еще и с платежной системой и будут влиять на весь мир. Приходится долго убеждать в обратном».


Резкий старт

Тем не менее планы по захвату мира у компаньонов есть. Первые 10 тысяч аккаунтов для участников бета-версии продукта раздали на три дня после старта. «Первыми опробовать наш сервис смогут только пользователи системы IOS. Чтобы записаться на тест, надо было оставить заявку на нашем сайте, а информация распространялась по социальным сетям. И хотя выделенные специально для бета-теста аккаунты действительно разлетелись за первые дни, что, признаюсь, для нас самих стало неожиданностью, для каждого участника мы предусмотрели по два инвайта. Именно таким образом сейчас можно стать одним из наших пользователей. Что же до тех, кто предпочитает Android, то на этой платформе наше приложение появится осенью, – поясняет Синельников. – Если говорить о больших планах или, как это модно у больших компаний, миссии проекта, то я ставлю перед собой и командой задачу выйти на глобальный рынок. Мне хочется сделать так, чтобы путешествия всех людей на планете были понятными и легкими. Чтобы каждый мог найти дешевое жилье, не платить десятки процентов комиссий, хочу видеть реальную информацию, а не купленные отзывы, хочу знать, что каждый включивший приложение пользователь будет уверен, что найдет ответ на свой вопрос, переместится в любую точку мира и найдет там свое место, друзей, свою половинку и, наконец, новый дом. Все наши пользователи равны между собой, и абсолютно каждый получает вознаграждение за свой труд и вклад в развитие проекта.


Как работает OnLife

OnLife – это агрегатор пользовательского travel-опыта с возможностью его монетизации и функциями социальной сети. Проект направлен как на путешественников, так и на собственников бизнеса. Отдельным направлением является помощь экспатам в переезде и трудоустройстве. Путешественники пишут честные посты о кафе, ресторанах, гостиницах и так далее и получают за это внутренние крипто-коины в виде кешбэка. Сам кешбэк назначается собственником бизнеса, который заинтересован в трафике клиентов. Средства распределяются между пользователями, написавшими пост (написавшие первый пост называются первооткрывателями), подключившими заведение к системе (монетизаторами) и самой системой. Причем первооткрыватели и монетизаторы получают преимущество, потому что начинают получать свой процент от каждого чека всех, кто потратил деньги в этом заведении через OnLife. Все посты верифицируются, проверяются другими пользователями, что позволяет избежать накрутки отзывов. Но для дополнительной защиты существует режим «ревизора» – система может рандомно предложить любому пользователю провести инспекцию заведения, за что тот получит дополнительные бонусы. Встроенная платежная система позволяет мгновенно получать и переводить средства внутри приложения. Криптомонета сервиса является классическим стейблкоином, условно приравнена к 1 $ и всегда подкреплена реальными деньгами, которые лежат на счетах компании. Это дает пользователям возможность зарабатывать и тратить их по всему миру.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...