Как компании зарабатывают на внедрении VR-проектов

9 минут
Как компании зарабатывают на внедрении VR-проектов
На фото: Дмитрий Кириллов

Приходя на работу, операторы производства и электрики компании Boeing… надевают очки виртуальной реальности. Зачем, спросите вы? Сейчас узнаете.

Мировой рынок технологий виртуальной реальности на протяжении вот уже четырёх лет удваивается ежегодно. Аналитики DIgiCapital предполагают, что к концу 2021 года инвестиции в VR/AR-проекты достигнут примерно $215 млрд. Стабильно наиболее активно внедряют инновации компании в Китае и США, но интерес к технологиям растёт и среди отечественного бизнеса. Например, российское аналитическое агентство Kpmg в этом году внесло VR/AR в семёрку самых востребованных у B2B-сектора инновационных внедрений. При этом, согласно исследованию, почти четверть из ста крупнейших российских корпораций к началу 2019 года уже начали использовать виртуальную и дополненную реальность в своих бизнес-процессах. Основными драйверами внедрения цифровых технологий в России при этом служат вполне понятные цели компаний – повышение эффективности процессов, сокращение издержек и конкурентоспособность.

Ниже Дмитрий Кириллов, президент Modum Lab, расскажет, какие реальные показатели компаниям удается улучшить за счёт внедрения “виртуальных” технологий, и поделимся примерами “взлетевших” проектов в России и в мире.


Soft Skills

Об актуальности развития soft skills, или “гибких навыков”, сегодня не говорит только ленивый. В умения сотрудников общаться друг с другом и клиентами, убеждать или сопереживать компании ежегодно вкладывают миллионы долларов, ведь эти навыки стали так же ценны, как и технические знания работников, стрессоустойчивость, их практический опыт. При обучении таким компетенциям очень много сложностей: здесь не поможет специальная литература или заучивание теории, а нужны более действенные методы, напрямую воздействующие на эмоциональный интеллект обучаемого. Кроме того, развитость эмоционального интеллекта человека сложно проверить, ведь сотрудник может на “отлично” знать теорию, верно ответить на вопросы тестов, но не применять знания в реальной жизни.

Новый подход, который уже вершит революцию в сфере обучения персонала компаний soft skills, – виртуальная реальность. За возможность поставить сотрудника на место клиента и тренировать навыки общения VR-технологию даже называют “машиной переживаний”.

VR не только вызывает у людей сильные эмоции, но и в доступной форме обучает приёмам общения с окружающими в сложных или конфликтных ситуациях. «Преимущество виртуальной реальности перед другими методами обучения — это практика и мгновенная обратная связь, которая чрезвычайно важна для закрепления результата», – говорит президент VR/AR-разработчика Modum Lab Дмитрий Кириллов.

Одним из первых внедрять VR-технологию для тренировки “гибких навыков” сотрудников начал американский гигант Walmart. Понимая ценность общения между продавцами и потребителями, компания попробовала улучшить навыки самообладания и стрессоустойчивости своих сотрудников перед всемирным днём распродаж – «чёрной пятницей».

Одно дело — сказать консультанту, что «черная пятница» — безумно сложное время, но совсем другое — «бросить» его в виртуальной реальности посреди полного людей магазина или оставить наедине с секцией электроники, когда покупатели спешат за новыми чайниками и тостерами.

Таким образом компании удалось увеличить стрессоустойчивость нескольких тысяч линейных сотрудников, сэкономив на реальных тренерах, тестировании и масштабировании обучения. Позже Брок МакКил, руководитель цифровой трансформации компании, отметил, что тренинг в виртуальной реальности существенно сократил время обучения, увеличил вовлеченность персонала и улучшил результаты взаимодействия сотрудников с клиентами в обстановке стресса.

В России тренировки в виртуальной реальности успешно уже используют такие компании, как X5 Retail Group, «Газпром нефть», ГК «М.Видео-Эльдорадо», Корпоративный университет Сбербанка. Последний, кстати, два года назад запустил проект по обучению линейного персонала навыкам эмпатии, и теперь сотрудники компании могут оказаться на месте своего потенциального клиента и осознать сложности, с которыми он сталкивается на пути к решению простых задач. Так работники банка учатся лучше понимать потребности людей с ограниченными возможностями, пожилых.



AR и VR: обучение персонала и помощь при работе с оборудованием

Технологии виртуальной и дополненной реальности уже несколько лет компании активно используют для обучения сотрудников практическим навыкам – работе со сложным и опасным оборудованием, отработке чрезвычайных ситуаций и поломок. Причем речь идет не только об обучении с нуля, но и о повышении квалификации. И эти проекты на сегодняшний день – самые востребованные в B2B-секторе.

Впервые, порядка десяти лет назад, прототип очков дополненной реальности для помощи персоналу применили в корпорации Boeing. На головы инженеров, которые вручную монтировали сложную электронику в пассажирских самолетах, установили электронные дисплеи, похожие на современные AR-очки. На экранах сотрудники получали подсказки, помогающие им соблюдать нужную последовательность при укреплении сотен похожих друг на друга проводов. Такой прототип AR-очков ускорил монтаж электроники на 25 % и значительно сократил число ошибок. Кстати, с тех пор технологии виртуальной и дополненной реальности компания применяет очень активно – в десятках сложных процессов.

В отличие от множества незаменимых в бизнесе IT-изобретений, AR не работает самостоятельно, а только дополняет реальное пространство точной информацией, запомнить которую и воспроизвести безошибочно бывает под силу лишь высококвалифицированным специалистам с огромным опытом работы.

Для помощи сотрудникам при работе со сложным оборудованием, повышения эффективности процессов и сокращения времени производства очки дополненной реальности используют такие мировые гиганты, как Drillmec, Mercedes, Jaguar, NASA, Walmart, «Газпром нефть» и сотни других корпораций.

Очки виртуальной реальности – отличный способ, чтобы в сжатые сроки обучить сотрудников новой и непростой работе.

Основные преимущества такого метода – полное погружение в иммерсивную среду, без отвлечения на посторонние факторы, возможность проделать любые действия самостоятельно без рисков что-нибудь взорвать или сломать, а также возможность потренироваться в любое время и в любом месте.

Например, российская биотехнологическая компания BIOCAD использует VR, чтобы обучить стажёров работе с опасным и очень дорогостоящим оборудованием – биореактором. В виртуальной среде новички отрабатывают действия, для обучения которым компании пришлось бы потратить дополнительные средства и время наставников.

«До внедрения VR стажёры учились примерно 3 месяца с хорошими наставниками, в цеху, в лаборатории. К основным операциям могли быть допущены только после завершения трёхмесячной стажировки. А это — три месяца фонда оплаты труда, 2 месяца оплачиваемой работы наставника. Сейчас, благодаря обучению в VR, ребята через 3 недели уже могут самостоятельно выходить в цех», — рассказывает о VR-тренажёрах Татьяна Тангишева, руководитель направления развития персонала компании BIOCAD.

Кстати, аналитики Aberdeen Research подсчитали, что больше 80 % всех компаний в мире за последние три года сталкивались с незапланированным простоем оборудования из-за ошибок персонала, поломок, необходимости обучить новых сотрудников. Для компаний-гигантов убытки при остановке производственного процесса при этом исчисляются миллионами и могут достигать 260 тысяч долларов США каждый час. И именно VR-тренажёры сегодня позволяют снизить риски, уменьшить расходы бизнеса и довести действия сотрудников до автоматизма при работе со сложнейшими системами.


Виртуальный маркетинг – как это?

Чтобы купить квартиру, составить личный портфель инвестиций или выбрать новый автомобиль, клиенты современных компаний достают с полки VR-очки. Звучит странно, не правда ли? Но именно виртуальная реальность за последние три года превратилась в полноценный маркетинговый инструмент, повышающий продажи, притягивающий инвестиции и укрепляющий эмоциональную связь между клиентом и бизнесом.

Как правило, к новым технологиям компании обращаются, когда традиционные маркетинговые инструменты – наружная реклама, 2D-ролики или таргетинг – перестают приносить желаемые результаты. Кроме того, часто фотографий или видео бывает недостаточно, чтобы побудить человека отдать деньги за нечто такое, что нельзя потрогать руками: строящуюся квартиру, путешествие или дорогой автомобиль под заказ. В этих случаях брендам бывает трудно выстроить эмоциональную связь с потенциальным клиентом, убедить его в необходимости такого приобретения. В попытке выделиться на фоне конкурентов и вызвать у аудитории сильные эмоции от просмотра рекламы маркетинговые отделы крупных корпораций вынуждены искать новые увлекательные форматы взаимодействия с аудиторией. И таким форматом для современного бизнеса стали технологии виртуальной реальности.

Наиболее успешно и часто VR используют строительные компании и девелоперы для презентации жилья на стадии строительства. Возможность прогуляться по квартире в VR-очках сильно удивляет потенциального покупателя, воздействует на его чувства и образует эмоциональную связь между человеком и квартирой, которой в реальности ещё не существует.

Из-за новизны VR/AR легко привлекают пользователей. Людям зачастую становится интересен сам технологичный формат просмотра или взаимодействия с иммерсивной средой, а уже подсознательно их увлекает рекламируемый товар или услуга. Но особенно важно сделать технологию не только интересной аудитории, но и полезной. Невероятной популярностью среди покупателей пользуется приложение известного бренда IKEA, которое позволяет “примерить” новые объекты интерьера в реальной квартире, а затем – купить понравившийся диван, шкаф или тумбу.

Виртуальная реальность позволяет рассказать увлекательную историю о бренде, товаре или услуге, сделать пользователя непосредственным участником происходящих событий.

Более 70 млн рублей всего за 2 месяца привлёк банк ВТБ благодаря увлекательному VR-рассказу о преимуществах и способах инвестирования. Для повышения финансовой грамотности клиентов и маркетинга VR-очки компания разместила в своих офисах. Через очки виртуальной реальности пользователю демонстрируются преимущества инвестиций перед депозитами. Клиенту представлены модели инвестирования 100 тысяч руб. на 15 лет.

Параллельно банк запустил ещё один интересный маркетинговый проект – для того чтобы привлечь внимание клиентов к услугам ипотеки. Решение предназначено для выбора квартир в более чем ста жилых комплексах, в разных городах России. Надев очки виртуальной реальности, VIP-клиенты банка ВТБ могут "прогуляться" по ещё строящимся квартирам, а также детально изучить жилые комплексы на картах своих городов. Такой подход позволяет существенно ускорить и упростить процесс оформления ипотеки.

«В период начальной стадии создания проекта мы провели большую работу: изучали потребности наших клиентов, плотно общались с застройщиками, риэлторами и экспертами из сферы продаж недвижимости. Так пришли к выводу, что VR можно рассматривать как новый канал для дистанционного общения с клиентами», - говорит Сергей Лукашкин, директор по управлению проектами цифровой трансформации банка ВТБ.


Что нужно учесть при внедрении VR/AR-проектов?

Новые технологии призваны улучшить и упростить жизнь людей, сделать их повседневный труд более продуктивным в сжатые сроки. VR/AR-новая технология для рынка, и в современном виде существует она с 2016 года. Но даже за такой короткий период виртуальная реальность, на примере результатов внедрения крупных компаний, смогла доказать свою эффективность.

При этом при внедрении инновации компаниям следует руководствоваться следующими принципами.

  • Важен системный подход. Технология – не волшебная пилюля, которая в миг решит все проблемы компании, поэтому подход к её интеграции в определённые бизнес-процессы должен быть осознанным. По возможности необходимо просчитать риски, запустить и проанализировать “пилотную” версию проекта.
  • Технология не работает сама по себе. VR/AR-проекты будут отлично работать вместе с другими инструментами, которые уже использует компания. Если речь идёт о маркетинге, то внедрение VR/AR – не повод отказываться от рекламы в СМИ или на телевидении. Если об обучении сотрудников - не стоит вычёркивать из записной книжки контакты ценных бизнес-тренеров. При этом технологии виртуальной реальности могут качественно дополнить уже работающие в компании методы и увеличить их эффективность.
  • VR/AR – это не яркий фантик, а рабочий инструмент. Действительно, технологии сильно удивляют пользователей, но не стоит относиться к VR только лишь как к яркой обёртке. Сегодня внедрение способно закрыть реальные задачи бизнеса, а не только служить инструментом для привлечения внимания.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...